В пункте приема цветмета в Петрозаводске обнаружился истребитель

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 4 июля в 1999 году.

В конце июня 1999 года появилось постановление председателя правительства РК об усилении государственного контроля за оборотом лома черных и цветных металлов на территории нашей республики. На претворение в жизнь этого постановления были брошены подавляющие силы министерства внутренних дел и других контролирующих органов. Проверки шли день за днем, и некоторые из пунктов приема проверяли не по одному разу. Широко открытые ворота закрытого вчера после проверки пункта приема лома черных и цветных металлов наводили проверяющих на мысль о грядущей добыче. Спешащий навстречу представитель фирмы заверил, что работы не ведутся. Однако в конторе обнаружили акты на прием металла, датированный именно сегодняшним числом. Результат — проверяющие составили собственные акты, а директору фирмы грозил штраф от 4 до 8 тысяч рублей. Опубликованное 25 июня постановление председателя правительства подстегнуло правоохранительные органы к активным действиям. Уже была временно приостановлена деятельность более 60 пунктов приема из 80 существующих в районах республики. Та же участь постигла и большую часть из трех десятков фирм, действовавших в Петрозаводске. Причины самые различные. Например, в фирме «Фокус», с которой началась проверка сегодня, еще вчера бригада проверяющих, состоящая из специалистов МВД, налоговой инспекции, центра стандартизации и министерства экономики, обнаружила целый букет нарушений. Как то: отсутствие должного радиационного контроля, контроля за взрывоопасными предметами, экологического согласования. Обнаружить на складе заготовителей можно было буквально все, что угодно. Например, списанный и уже препарированный истребитель СУ-15. Или направляющие от зенитных комплексов. А уж из самоваров кое-где просто составлены целые выставки. Причем, все это сдано и получено на совершенно законных основаниях. В 1998 году только по официальным данным из Карелии было вывезено металла на несколько миллионов рублей. Сложности таможенного оформления и финансовый кризис развернули потоки вывозимого лома внутрь России. И основными потребителями выступали отечественные металлургические предприятия. Так что бизнес приобретал транснациональный характер.

Например, следующая фирма, в которую сегодня нагрянула проверка, представляла из себя филиал Новгородской конторы, работающей также с Санкт-Петербургом и Мурманском. У этих сборщиков все документы оказались в порядке, но в соответствии с тем новым постановлением председателя правительства Карелии, кроме лицензии на хранение и реализацию необходима стала еще и лицензия на сбор. Что это такое и где это взять, никто не знал. И пункты закрывались. Отношение у жертв проверок к нынешней кампании против хищений металлов было однозначно негативное. Чтобы ловить расхитителей, работу пунктов останавливать вовсе не обязательно, были убеждены они. И действительно, народ, который в напрасной надежде ожидал у закрытых ворот пункта, не напоминал злобных и нажившихся на цветных металлах грабителей. «В день можно копейки заработать на этом. Рублей десять-пятнадцать. Металл ищем на свалке», - признались сдающие цветмет.

Петрозаводчан ожидало нововведение, связанное с общественным транспортом. Это было ровно 20 лет назад. Забегая вперед скажем, что оно, к сожалению, не прижилось. Суть вот в чем: у любого кондуктора стало возможным приобрести однодневный проездной на все виды городского общественного транспорта — автобусы и троллейбусы. Вопли горожан по поводу удорожания проезда долетели и до каменных стен городской мэрии. После чего мэр Петрозаводска, которым тогда был Андрей Демин, решил провести очередной эксперимент. По его инициативе ввели новые проездные, которые действовали всего один день. Начальник производственно-технического отдела мэрии С.М.Филатов пояснил: «Человек, купив утром в любом автобусе или троллейбусе билет за 8 рублей, может в течение всего дня пользоваться этим билетом в муниципальном транспорте. Неограниченное количество раз». Напомним, как раз весной 1999 года, как раз были подняты цены на проезд чуть не в два раза — и билеты стали стоить 2,5 рубля. Выгодны новые однодневные проездные были для тех, кто, не пользуясь транспортом ежедневно, иногда активно пользуются услугами автобусов и троллейбусов, совершая в них за день более 4 поездок. В Петрозаводске эксперимент продлился до сентября. Большую градацию проездных билетов имели города с большим количеством транспорта. Однодневный проездной, впрочем, в Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде и Архангельске не прижился. «Потому что возникают сложности по учету количества поездок на совмещенных проездных», - пожаловался чиновник Филатов. Таким образом, автобусники с троллейбусниками не поделили своих пассажиров, а значит — и выручку. Надеялись, что у нас таких дележей возникнуть не должно, так как в недрах городского транспортного отдела, велась точная статистика по использованию услуг электротранспорта: «Мы довольно-таки точно знаем по количеству проданных билетов на определенный вид транспорта, сколько пассажиров пользуются у нас постоянно автобусными перевозками, а сколько — троллейбусными».

Таким было 4 июля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году?

Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.

Фото: vtorbaza.com