03 ноября 2020, 22:09

Карельские священники не довольны Музтеатром и Ириной Федосовой

Церковные служители допускают неоднозначные высказывания и нарушают требования властей. А их за это награждают

Текст: Георгий Чентемиров

Известный петрозаводский священник Константин Савандер обругал две скульптуры в центре карельской столицы, а заодно словесно проехался по зданию Музыкального театра. Пост, размещенный на личной странице Савандера, уже вызвал большой резонанс. Поводом для публикации, судя по всему, стал материал шестилетней давности о том, как петрозаводчанин вместе с сыном почистили скульптуру «Юность». Ссылкой на этот текст священник сопроводил свой пост.

Савандер не пояснил, в чем заключается недвусмысленность «Юности». Очевидно, только в том, что изображена обнаженная девушка; но выглядит она более целомудренной, чем большинство изваяний Возрождения или эпохи классицизма. И называется скульптура все же «Юность», а не «Детство».

Кстати, автор статуи – скульптор Людвиг Давидян, кроме прочего создавший в Петрозаводске галерею Героев Советского Союза и оформивший могилу Неизвестного солдата. Предвидел ли он, что его когда-нибудь обвинят в похабщине?

Фото: geodot.ru

Неясно также, чем перед Константином Савандером провинился скромный фавн на берегу Лососинки. Его священник обозвал «чертиком». Фавн мог бы обидеться, ведь в греческой мифологии он – добрый и милостивый божок, помогающий людям и животным.

С античностью у карельского священника вообще напряженные отношения. Здание Музыкального театра, построенное в стиле сталинского ампира, он окрестил «храмом Зефса». Хотя, если уж быть точным, театр – храм Мельпомены.

Можно было бы сказать, что Константин Савандер просто выразил частное мнение. Но карельские священнослужители не стесняются оценочно высказываться о явлениях культуры и искусства, которые не укладываются в их картину мира. Например, в сентябре на официальном сайте Петрозаводской епархии появилась статья, где настоятель церкви в деревне Лумбуши Андрей Дорошенко раскритиковал… легендарную плакальщицу Федосову.

Чтобы подкрепить свою позицию, церковник сослался на авторитет. «Православие в лице Иоанна Златоуста осуждает эту традицию: «Когда я представляю вопли, раздающиеся на площади, рыдания, которые бывают по отшедшим из жизни, стоны и прочие бесчинства, – то поверьте, я стыжусь язычников, иудеев и еретиков, которые видят это…

Следовало бы отлучить таких людей от порогов церковных… Потому мы повелеваем тем жалким и презренным (плакальщицам), чтобы они никогда не приходили к погребению верных»,

– цитирует Дорошенко святого, жившего в IV веке нашей эры.

Затем лумбушский священник переходит к самой Федосовой. «На электронных ресурсах мы можем найти множество дифирамбов этой женщине… На мой взгляд, было бы не правильным не услышать слов св. Иоанна Златоуста», – заключает служитель церкви.

К сожалению Андрея Дорошенко, отлучить Ирину Федосову от церкви уже не получится – она умерла более ста лет назад, оставив после себя бесценные образцы устного народного творчества. Так что совет прислушаться к Иоанну Златоусту прозвучал впустую. Но наличие его на сайте епархии говорит о многом.

***

Порицанию со стороны карельских священников подвергается не только светская культура. Портал «Петрозаводск говорит» уже писал, как глава местной епархии митрополит Константин высказался об ЭКО – экстракорпоральное оплодотворение. Методику, которая ежегодно дает жизнь сотням и тысячам малышей, церковные иерархи объявили недопустимой из-за якобы нерешенных этических вопросов, связанных с гибелью эмбрионов.

Такое мнение прозвучало на заседании церковно-общественного совета по биомедицинской этике РПЦ, где председательствовал Константин. Одесную него сидел скандально известный протоиерей Дмитрий Смирнов. Он прославился, в частности, тем, что публично отрицал существование ВИЧ, а во время эпидемии коронавируса заявил о ее полезности. После этого он коронавирусом переболел и вскоре умер.

Пандемию игнорировали и продолжают игнорировать и карельские священники. Пока вся страна уходила на самоизоляцию, люди лишались работы, а медики спешно готовились принимать заразившихся, храмы в Карелии были открыты для прихожан. И это – несмотря на прямой запрет главы Карелии Артура Парфенчикова!

Губернатору даже пришлось уговаривать нарушителей своего распоряжения: «Справиться с испытанием, которое настигло весь мир, можно только общими усилиями. Поэтому ждем разумной позиции и от Карельской митрополии», – увещевал Парфенчиков.

Глава карельской митрополии является кандидатом медицинских наук. Однако проявлять «разумную позицию» в части борьбы с коронавирусом он не спешит. 1 ноября, когда в республике в очередной раз выявили больше сотни заболевших, в храме Александра Невского прошло богослужение в честь Собора новомучеников и исповедников земли Карельской. На фотографиях, выложенных на сайте епархии, видно, что и Константин, и его подчиненные, и многие десятки прихожан стоят без масок, а о соблюдении «социальной дистанции» и говорить нечего.

Любопытно, что церковники и прихожане во время службы вознесли «сугубую молитву о медицинских работниках, исполняющих свой долг в это тяжелое время». Есть догадка, что соблюдение верующими элементарных противоэпидемических мер помогло бы медикам гораздо больше молитвы.

Судя по всему, позиция карельских священников полностью устраивает региональную власть. 27 октября Артур Парфенчиков наградил митрополита Константина почетным знаком «За вклад в развитие Республики Карелия». Основание – за вклад в формирование культуры мира и согласия, развитие государственно-конфессиональных отношений.

Что же, все логично: резкие высказывания священников о карельской культуре – это, очевидно, формирование мира и согласия. А отказ исполнять распоряжения губернатора – это развитие государственно-конфессиональных отношений. Можно продолжать в том же духе.

В современной России церковь, формально отделенная от государства, все чаще вторгается в общественную жизнь. Верующие запрещают спектакли и выставки, строят храмы там, где им заблагорассудится, не стесняются в высказываниях, если им что-то не по душе, и даже игнорируют требования властей. При этом любая попытка ответа может быть истолкована как преступление – оскорбление чувств верующих. Но проблема в том, что у всех остальных тоже есть чувства, хоть и не защищенные Уголовным кодексом. И их тоже надо бы научиться уважать.