Попытка избавиться от знакового предприятия Петрозаводска провалилась
В советские годы в ресторан «Северный» попасть было непросто. Да и в 90-е годы. Несмотря на высокие цены и по будням, и в выходные ресторан был заполнен до отказа. Принадлежал он тогда самой гостинице с одноименным названием. А вот в конце 90-х ситуация изменилась. В июне 1999 года постановлением мэра в порядке реорганизации путем выделения из состава муниципального предприятия «Гостиница Северная» было создано муниципальное унитарное предприятие «Северный». Этому МУПу и был передан ресторан. С того момента в жизни ресторана началась черная полоса. Почему-то он перестал приносить прибыль. Посещаемость резко упала.
Первым директором нового предприятия была Юлия Мойковская, жена Виталия Сиванова, директора Агентства развития города Петрозаводска, с помощью которого на бюджетные деньги были напечатаны листовки «Демин и Президент» и развешены во всем транспорте – ведь в тот период шла предвыборная кампания. Так же Виталий был директором газеты «Город», которая в те годы обслуживала интересы мэра Петрозаводска Андрея Демина. Кстати, Сиванов был его родственником со стороны супруги.
Впрочем, рестораном Мойковская руководила только полгода. Итогом ее работы стали почти полумиллионные убытки. Затем кресло директора заняла Ирина Ремнева. Обо всех выявленных в работе ресторана нарушениях можно было говорить долго. Только акт ревизии контрольно-ревизионного управления занимал десять страниц. По фактам было возбуждено уголовное дело. Но Ирина Ремнева продолжала работать в гостинице во время разбирательства.
Приключения ресторана продолжались. Весной 2002 года он был возвращен на баланс муниципального предприятия «Гостиница Северная». Шло перезаключение договоров с арендаторами. Обычно так поступают перед продажей предприятия или перед передачей его единому арендатору на длительный срок. Традиционной в таких случаях является цифра 49 лет. Для живущих в городе в те годы петрозаводчан это означало фактическую продажу предприятия. Но быстро узнать, продается гостиница или ее собираются сдать в аренду, кому, за сколько, на какой срок – этого тогда не удалось. Впрочем, в тот период все осталось по-прежнему, муниципальное предприятие в частные руки пока не перешло.
В Петрозаводске на тот момент вот уже три года действовал центр «Истоки». Его сотрудники организовали два обменно-вещевых пункта, куда горожане приносили добротные, но уже не нужные им вещи. 90-е годы научили нас делиться. Да и соседи с Запада то и дело присылали гуманитарную помощь. В этих пунктах те, кто попал в сложную жизненную ситуацию, могли взять то, что им необходимо. Например, одежду и обувь.
Надоевшие или ставшие не по размеру вещи обычно выкидывали. Но не в 90-е годы, которые приучили нас быть бережливыми. В двухтысячных годах жизнь постепенно стабилизировалась, у кого-то появились излишки. Вещи можно было приносить в центр на Кемскую, 15. И эти вещи могли вполне кому-то сослужить добрую службу.
«Люди оказываются в таких экстремальных жизненных ситуациях, когда нет ничего, некуда обратиться за помощью, и вот с этой целью мы и создали такой обменно-вещевой пункт. Люди могут прийти сюда, сдать свои вещи, в них нуждаются люди», - рассказала Галина Алямова, специалист по социальной работе. Кстати, большую половину всех вещей несли туда вовсе не супербогатые люди. Например, пришел пенсионер Иван Петрович Теппо, причем, не в первый раз. Он просто хотел поделиться с нуждающимися горожанами тем, что имел сам. В этот раз он принес сапоги: «Просто они не нужны нам, но они еще в хорошем состоянии. Так что кому-нибудь пригодятся». На Кемскую, 15 приносили много детской одежды. Дети быстро вырастают. Иногда взамен тут сразу и забирали то, что по росту. Но в основном приносили и не брали ничего взамен. У центра «Истоки» была и служба срочной социальной помощи.
Таким было 18 апреля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2002 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.