Наработки предприятий Карелии вновь понадобились, и не только у нас

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 23 марта в 2004 году

Карельские производители стройматериалов ровно 20 лет назад сумели увеличить выпуск своей продукции почти на 8% к уровню прошлого года. Больше Карелии ее производили на Северо-западе страны лишь в Петербурге и Ленобласти. Правительство республики надеялось в недалеком будущем еще увеличить загрузку мощностей этих предприятий. Чтобы понять, нужна ли эта продукция, журналисты отправились на предприятия.  

Кондопожский Производственный комбинат домостроения свою первую продукцию выпустил в 1966 году. Советский союз переживал тогда строительный бум. Ставилась задача сократить очереди на жилье. В конце 90-х годов предприятие стало разваливаться, работы не было. Перед руководством стояла одна задача – не дать разграбить производственные мощности. И вот – эти мощности вновь понадобились. Их загрузили работой. Железобетонные плиты для зданий заказывали строители из Питера, Петрозаводска, родной Кондопоги. С заказчиками тут работали строго по предоплате, там не были уверены, что ситуация в строительной отрасли полностью стабилизировалась.

«Работа не ритмичная сейчас, - считала Зоя Волкова, главный технолог АО «ПКД». – Заказы очень сложно набрать на перспективу. На один-два месяца мы можем планировать. Годовые планы, как мы раньше составляли, сейчас такого не делается».

Полученную прибыль тратили на модернизацию комбината. В августе там надеялись запустить новый цех по производству изделий из пенобетона, легкого и прочного материала. Дом на улице Заводской в Кондопоге построил в 2003 году сам комбинат домостроения из своих же собственных материалов. Дом не считался элитным, но выглядел очень неплохо. Квадратный метр там стоил 250 долларов. Такой дом в республике на тот момент был один. На комбинате надеялись, что технология станет востребована карельскими строителями.

Цех по производству керамического кирпича АО «Кондопога» в 2003 году выпустил 12 миллионов кирпичей. За две недели февраля заказчикам ушел миллион кирпичей. Начальник кирпичного цеха Владимир Сорочинский заявил: «Сбыт год от года увеличивается. Мы ориентируемся на потребителя». Производство было полностью автоматизировано. Оборудование закупили итальянское, болгарское и новейшее отечественное. Все затраты на оборудование цеха окупились. Качеством продукции заказчики были довольны. Закупали наш кирпич Калуга, Архангельск, Вологда и другие центры.

Карельские строители тоже брали кирпич в Кондопоге. Их обещали обеспечить всем необходимым. Спрос был. Строители стали работать больше. Тем не менее люди по-прежнему томились в ветхом фонде, расселять их не спешили. По словам председателя Госстроя республики Александра Ефимова в 2003 году в Карелии из аварийного жилищного фонда переселили 92 семьи; 9 детей-сирот и 3 семьи ликвидаторов аварии в Чернобыле получили квартиры. Для строительства или приобретения жилья 77 семьям выделили 11 миллионов рублей из бюджетов разного уровня. Но государство не могло помочь всем. И не будет – уточнил Ефимов: «Наша задача – повысить доступность жилья для населения. Безусловно с привлечением средств самого населения. Это разные механизмы: ипотека, которая пока для среднего класса. Но банки уже идут навстречу». Приняли в Карелии и программу «Жилище». И до 2010 года там была определена доля участия бюджета Карелии и доля федеральная в решении жилищных проблем населения.

В 2003 году в Карелии построили 82 тысячи квадратных метров жилья. Основная часть – за счет предприятий и частных сбережений самих жильцов. Задача республиканской власти была просто – сделать так, чтобы таких предприятий и таких людей становилось больше.

...

«Все мы немного коты и кошки», утверждали авторы выставки, которая открылась в Карельском центре народного творчества. Ее неслучайно приурочили к весне, к марту, когда коты особенно активны. «Мартовские коты» - так назвали совместную экспозицию художницы Элеонора Альментьева (Санкт-Петербург) и Нелли Григорьева (Петрозаводск). На вернисаже они даже были загримированы под кошечек.

«Я считаю, что это наиболее богатый и многогранный образ, - сказала Элеонора. – Если сравнивать кошку с собакой, то собака более открытая. Она и радуется, и печалится понятно. А кошка – более загадочная. Начиная с того, что у нее просто нечеловеческая, непостижимая грация, которой можно любоваться все время. И заканчивая ее внутренним миром, которому можно приписывать все, что угодно – все человеческие переживания».

«Кошек я люблю за абсолютную красоту и за свободу мысли. То есть это те животные, которые ведут себя, как хотят, приходят, когда хотят, уходят самостоятельно. Их самоценность личностная мне очень близка по духу. Безусловно, я бы хотела на них во многом походить в независимости. В себе я тоже довольно часто чувствую кошку»,

- сказала Нелли Григорьева.

Таким было 23 марта ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2004 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.