Коммунальщик из Петрозаводска придумал, как избавить город от сосулек

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 26 марта в 2001 году

Весенняя проблема падающих сосулек существовала во многих российских городах, в том числе в Петрозаводске. Каждый год по весне у горожан появлялась возможность пасть смертью храбрых. Орудие смерти — громадные сосульки. Она нависали с крыш и козырков. Напасть эта сезонная. Доступ к фасадным работам имели Жилищно-эксплуатационные управления (ЖЭУ). Доступ-то они имели, но больше — ничего.

«Потому что на сегодня у меня 110 домов, и только 6 кровельщиков», - пояснил Сергей Милай, начальник ЖЭУ №1.

Кровельщики сбивали наледь при помощи простого лома. А против лома у ЖЭУ один прием — новые технологии. Начальник Сергей Милай еще три года назад выступил с проектом в мэрии. Проект позволял избегать ледяных наростов изначально: «Это кабель самонагрева. Его раскидывают в желобах, и он спускается в водосточные трубы. Ставятся специальные датчики. И при температуре от -5 до +5 происходит нагрев».

Кабель включается автоматически, лед не нарастает, вода стекает вниз, кровля остается целой, жители довольны и у ЖЭУ голова не болит. Хороший проект. И он где-то реализован. Но не у нас. Вот говорили, что Кондопога решила пролему за счет автоматического оборудования. А в Петрозаводске власти посчитали, что это дорого. Прикинули в конце 90-х, что установка кабеля на один дом обойдется казне в 40 тысяч рублей, стало быть в 2001 году уже дороже. На установку кабеля нужно было разориться один раз — и надолго. А вот на починку кровли после обработки ее ломом приходилось тратиться ежегодно.

При этом проблема ледяных наростов как была, так и оставалась. Выходит, кабель был дешевле (тем более, что он был нужен далеко не всем домам города). Ведь сосульки вырастали преимущественно в центре, так как в других районах кровли по проектам плоские, а в старых домам — двускатные. Был и еще один аргумент в пользу установки кабеля, который, по мнению начальника ЖЭУ сполна мог компенсировать дороговизну: «Я думаю, что сегодня нет ничего дороже жизни человека!»

А деньги, между тем, в бюджетах водились. И даже неучтенные! Представляете? Один миллион двести тысяч рублей жители Карелии подарили правительству просто так. Дело было ровно 20 лет назад, когда зарплаты бюджетников исчислялись хорошо если полутора тысячами рублей в месяц. Что же тут за история? А это владельцы сертификатов, которые были выпущены министерством финансов республики, не обратились в нужное время в нужное место, чтобы получить за них деньги.

В конце марта 2001 года правительство России запретило действие этих финансовых документов. Истек последний срок их регистрации для погашения в минфине, а за деньгами явились не все. «Заменители денег», то есть ценные бумаги, по словам финансистов, выполнили предназначенную им роль. Два года назад правительство Карелии ввело сертификаты, потому что у него не было реальных денег. А нужно было чем-то платить за лекарства для больниц, за топливо и за другие необходимые вещи. Бюджетные организации расплачивались с фирмами-поставщиками сертификатами, те в свою очередь отдавали ими же собственные долги перед бюджетом. И все были довольны.

Но Россия — страна рискованного предпринимательства. У нас даже безналичные расчеты проходили с трудом. А тут — неведомая бумажка, а не весомая звонкая монета. Кроме того — государство неоднократно было замечено, как выражались в определенных коммерческих кругах — в «кидалове». Поэтому бизнесмены за риск увеличивали стоимость услуги. Бюджетники от безысходности соглашались. Но это издержки в принципе неплохой системы. С ее помощью удалось остановить цепочки неплатежей. Незащищенные статьи бюджетных расходов (тепло, вода, электричество) обслуживались исключительно за счет сертификатов. «А сейчас большая задолженность и по теплу, и по воде, и по электричеству. Живых денег мало. Год тяжелый сложился, налоги не в полном объеме поступают», - заявила Тамара Ручина, начальник отдела ценных бумаг и фондового рынка Министерства финансов РК.

Кроме того — предприимчивые люди сказочно обогатились, покупая векселя не по номиналу, а гораздо дешевле. А затем, немного выждав, погашали их по реальной стоимости.

«Это уже отношения хозяйствующих субъектов. Минфин к этим отношениям никакого не имел. Мы на рынке ценных бумаг этими операциями не занимались», - заверила Тамара Ручина. Правда, оставалась лазейка для руководителей бюджетных организаций, склонных к коррупции — занизить учетную ставку и поделить неучтенные денежки. Такое за ними водилось, но не в нашей республике: «Наши бюджетники все по номиналу отдавали. У нас жесткое требование было, чтобы бюджетники отдавали только по номиналу».

Правительство России посчитало, что безденежные формы расчетов изжили себя. Денежная масса выросла до нужных объемов. И в новом бюджетном и налоговом кодексах запретила подобные сделки. Региональная власть постановила изъять из обращения сертификаты. И оповестив кредиторов активно принимала их к оплате в различные фонды. Но все равно около одного миллион двухсот тысяч рублей остались невостребованы. То ли ценные бумаги ушли за пределы Карелии, то ли владельцы векселей посчитали, что их не превратить в деньги. Как бы то ни было — а эти ценные бумаги перешли в иное состояние — в состояние просто бумаги.

В Петрозаводске появились «рыбы-мутанты». Они плавали на выставке «Природа Карелии». С ее помощью организаторы хотели привлечь внимание к экологическим проблемам республики. Кроме рыбок на выставке был и корм для них — насекомые. При помощи Министерства культуры РК сотрудники музея смогли купить у частного коллекционера большую коллекцию бабочек и жуков. Идея объявить конкурс детских рисунков «рыбы-мутанты» возникла не на пустом месте. Продуктивность водоемов Карелии была и так крайне низка из-за слабого прогрева воды. А сливы химических отходов приводили к несвойственным рыбам болезням. Например, таким как полная потеря зрения.

«Лозунг был такой — чтобы фантазия завтра не стала реальностью, надо действовать уже сегодня. То есть через детские веселые и красочные работы — чтобы взрослые увидели в них не красоту и яркость, а именно ту проблему, о которой сейчас надо задуматься», - рассказала Владислава Климова, сотрудник Краеведческого музея.

Зрители выставки могли узнать, какие виды рыб вымирают в первую очередь при плохом состоянии воды. Какие виды водорослей можно и нужно употреблять в пищу. Что делается в республике, чтобы сохранить голубые озера Карелии. В будущем Владислава Климова планировала создать экологический центр с игровым залом для детей. А пока пригласила всех на выставку, тем более что здесь собирались отметить День воды, на котором были предусмотрены подарки для посетителей. Но главный подарок — сохраненная природа Карелии — достанется будущим поколениям, если мы научим наших детей ее беречь.

Таким было 26 марта ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2001 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности. (фото echokirova.ru)