05 ноября 2020, 20:18

Из общаги в общагу, или Жилплощадь для сироты через три десятилетия

Татьяна Кобец: «Мне терять нечего, скоро в гроб, но в этот сарай я не поеду»

Текст: Антонина Кябелева 

Татьяне Кобец недавно исполнилось 46 лет. Без малого три десятилетия скитаний по общежитиям потребовалось пережить, чтобы дождаться счастливого известия о предоставлении благоустроенной квартиры в Петрозаводске. Она и представить себе не могла, насколько обидным и несправедливым обернется для нее обретение собственной квартиры.

Татьяна воспитывалась вместе с сестрой и братом в олонецком интернате. Мать, петрозаводчанка, лишенная родительских прав, большую часть времени проводила в колониях. Когда выходила, у Татьяны появлялись новые братья и сестры, которые затем отправлялись в детские дома. До сих пор женщина не может отыскать сестру, которую удочерила семья из Финляндии.

После школы Татьяна поступила в петрозаводское кулинарное училище и получила комнату в общежитии. На 18 квадратных метрах она прожила много лет. Сначала с сестрой Ириной, которая вскоре вышла замуж и уехала, а потом уже с мужем и двумя детьми.

- Нас периодически пытались выселить, но, так как я была сирота, выселить меня не могли. Я регулярно ходила в жилищную комиссию, оставляла обращения с просьбой выделить мне жилье, мне обещали, но квартиру так и не дали,

- рассказала Татьяна Кобец.

Фото из личного архива Татьяны Кобец

 

В 2009 году ее вычеркнули из «сиротской» очереди на получение жилья. Поводом стала прописка в неблагоустроенной двухкомнатной квартире в Соломенном, где жили ее мать и младшая сестра Елена. Она так и не смогла выяснить, как появилась эта прописка.

- Я не знаю, но почему-то оказалась прописанной в квартире, которую предоставили моей матери после очередного освобождения из колонии. Кто так постарался, не знаю, концов мы не нашли. Раньше была такая практика, что если человек отправлялся в колонию, то квартиру у него забирали, а после освобождения предоставляли свободную жилплощадь. Квартира в Соломенном оказалась закрепленной за Еленой, моей сестрой. Мне удалось через суд доказать, что это не мое жилье и я не имею на него никаких прав,

- рассказала моя собеседница.

В 2011 году семейные пары, которые проживали в городских общежитиях от учебных заведений, стали переселять в семейное общежитие на Первомайском проспекте. С большим трудом при поддержке Карельского союза защиты детей Татьяне с семьей удалось вселиться в общежитие на Первомайском пропекте.

Потом семью стали выселять и из этого общежития. В 2013 году Татьяне вновь пришлось обращаться в суд. В судебном решении сказано, что она имеет право проживать в общежитии вплоть до того момента, когда администрация Петрозаводска предоставит ей благоустроенное жилье. В суде ей настоятельно посоветовали восстановиться в очереди на получение жилья. Но и на этот раз пришлось судиться.

- На первое заседание пришла юрист из петрозаводской администрации и сказала, что меня и так, без всякого суда, могут восстановить в очереди. Я не поверила. Судья дала месячный срок, чтобы решить проблему с очередью. Я пришла с документами в мэрию и получила отказ. На следующее судебное заседание из администрации уже никто не явился. Даже судья была изумлена. В общем, в очереди меня восстановили тоже по решению суда, - продолжила рассказ Татьяна.

Пять лет - до 2019 года - она терпеливо ждала, что ей будет предоставлена благоустроенная квартира. Очередь двигалась медленно. Татьяна узнала, что есть другая, более «подвижная» очередь, состоящая из граждан, выигравших у администрации суд и обратившихся в службу судебных приставов. Татьяна тоже пошла по этому пути, без труда выиграла суд и отдала исполнительный лист в службу судебных приставов.

Чудо случилось в октябре 2020 года. 

- Мне 20 октября позвонили из администрации и сказали, что я могу прийти и получить квартиру. Я вся довольная, счастливая, ручки дрожат, ножки дрожат, на следующий день побежала в мэрию. Понимаете, всю жизнь без своего жилья прожить и наконец-то дождаться. В мэрию я приехала с зятем, но из-за пандемии принимали по одному. Мне дали бумаги и говорят, мол, подписывайте. Я засомневалась, попросила сначала мне квартиру показать. Мне сотрудница мэрии ответила, что у нее нет сейчас времени и она сможет не раньше чем через неделю, дескать, смотри - не смотри, другого жилья все равно не будет,

- рассказала Татьяна.

В документах значился адрес: улица Зеленая, дом 2, квартира 3.

- Я тот район знаю, поэтому спросила: не общежитие ли это? Меня заверили, что это жилой дом с отдельной квартирой и сделанным ремонтом. Зять был на машине, я предложила вместе проехать. Но сотрудница мэрии сказала, что сейчас у нее нет времени и ключи она не может отдать, пока я не подпишу документы, потому что осматривать жилье можно только в присутствии сотрудника администрации. Я по наивности поверила и сдуру подписала документы, - на глазах у женщины появились слезы.

Татьяна Кобец, как и большинство обычных граждан, не связанных с органами власти, заходя в административное здание, привыкли слепо доверять словам чиновников. Просто не приходит в голову, что там могут хитрить, сознательно вводить в заблуждение или откровенно «разводить». Ведь ты же не в компании наперсточников. Кому же доверять, как не человеку, облеченному властными полномочиями?

- Я подписала документы, взяла ключи и поехала смотреть свою новую квартиру. Когда увидела – ахнула. Подъехала к дому и с порога убедилась, что это общежитие чистой воды. Путь официально оно переведено в другой статус, но от этого принципиально ничего не меняется,

- сказала Татьяна.

Квартира, которую предложили Татьяне, находится на первом этаже. По ее словам, там наспех сделан убогий ремонт: пол в комнате покрашен краской, кое-как наклеены обои в цветочек, поставлен электросчетчик, модель которого, судя по внешнему виду, давно снята с эксплуатации.

 

- Понятно, что в таких условиях я жить не буду. Если бы там хотя бы сделали нормальный ремонт, то можно было бы о чем-то говорить. Но мне фактически предлагают из одного общежития переехать в другое, но только с худшими условиями,

- считает Кобец.

Жилье на Первомайском проспекте

 

К тому же в течение первых пяти лет квартиру нельзя будет приватизировать, чтобы улучшить свои жилищные условия. Другими словами, соглашаясь на переезд, Татьяна обрекает себя как минимум на пять лет жизни в заведомо плохих условиях. В предложенное жилье нужно вложить немало денег, чтобы придать ему нормальный облик.

Бывшее общежитие на улице Зеленой, 2 официально получило статус жилого дома в 2006 году. В документах значится, что кадастровая стоимость муниципальной квартиры на улице Зеленой, 2 площадью 34 квадратных метра составляет 1,6 миллиона рублей. Похожая жилплощадь, только на три метра меньше, в этом же доме на сайте Avitо была выставлена на продажу за 960 тысяч рублей.  

- Как только я все увидела, я сразу же вернулась в мэрию и сказала, что не буду брать это жилье. Я объяснила, что это не квартира, а две комнаты в общежитии, где даже не удосужились нормальный ремонт сделать,

- рассказала женщина.

В администрации отказ не приняли, объяснив, что раз документы подписаны, значит, образно говоря, «поезд ушел». В официальном ответе из петрозаводской администрации сказано, что Татьяне Кобец было предложено осмотреть квартиру в присутствии сотрудника администрации через два дня, но она от этого отказалась.

Татьяна Кобец настроена бороться за нормальную квартиру до конца. Недаром же она ждала ее несколько десятилетий. Женщина отправила несколько обращений: президенту России, уполномоченному по правам человека в РФ и в генпрокуратуру России.

- Мне терять нечего, скоро в гроб, но в этот сарай я не поеду!

- сказано в обращении президенту.

Больше всего Татьяну Кобец смущает высокая кадастровая стоимость квартиры, в которую ей предложено переехать. Она подозревает какой-то подвох. Но не исключено, что в петрозаводской администрации просто решили сэкономить на сироте, предоставив ей муниципальное жилье, на которое больше не нашлось желающих.

Жилье Татьяны на Первомайском проспекте

 

Как мне показалось, больше всего Татьяну сразил даже не внешний вид предложенного жилья, а то, что ее банально обвели вокруг пальца:

- Я дожила до своих лет, но никогда не думала, что взрослый человек может так нагло лгать. Я просила посмотреть квартиру, мне ответили, что нужно неделю ждать. А в официальном ответе из мэрии сказано, что это я отказалась от осмотра, который назначили буквально через день.

Татьяна Кобец официально обратилась в мэрию Петрозаводска с претензией и отказалась от предложенного жилья.  

- Инспектор обманным путем получила мою подпись на договоре найма и акте приема-передачи жилого помещения, - сказано в обращении.

Скорее всего, Татьяне Кобец вновь придется идти в суд, доказывая, что предоставленное жилое помещение не соответствует установленным законодательством требованиям, а согласие на переезд у нее получили, скрыв от нее важную информацию.

В последнее время в Петрозаводском городском суде все чаще рассматриваются иски, связанные с отказом граждан переезжать в жилье, которое предоставляет государство. И, как правило, речь не идет о капризах обнаглевших горожан, требующих для себя эксклюзивного подхода. Просто люди требуют элементарного уважения, полагая, что в XXI веке они вправе рассчитывать на современную квартиру с нормальным ремонтом, а не на халупу со скрипучими полами и криво прилепленными обоями.