22 сентября 2014, 14:30

Вместо поездов на Северо-Западе запустили лошадей и БТР

Железная дорога намерена возить пассажиров только по оплаченным карельским правительством маршрутам.

Разгоревшийся в конце августа конфликт между карельским правительством и руководством железной дороги, связанный с резким сокращением пригородных железнодорожных перевозок, кажется, близок к временному перемирию. 22 сентября в Петрозаводск приехал начальник Октябрьской железной дороги Виктор Степов, который сначала прочитал лекцию для учащихся железнодорожного колледжа, затем провел пресс-завтрак с руководителями карельских СМИ и лишь затем отправился на встречу с руководителями республики.

На утренней встрече с журналистами Виктор Степов всячески избегал любой конкретики, связанной с деньгами, количеством сохраненных маршрутов и финансовыми перспективами. Он вообще пытался представить дело так, что к главное в его визите в карельскую столицу — встретиться с учащимися колледжа.

Но журналисты пытались выяснить, почему железная дорога пошла на столь жесткие меры и резко прекратила движение на целом ряде направлений.

«Карелия в этом году почему-то решила пойти несколько иным путем. Два года мы не имели проблем по Карелии... Мы ставили Карелию два года в пример всем остальным регионам, что можно, оказывается договариваться и не дергать людей», - сказал начальник Октябрьской железной дороги.

Но «дернуть» все же пришлось. Как объяснил Виктор Степов, «мы не увидели в бюджете республики тех средств, которые были определены в первом квартале 2014 года». При этом точную сумму «предварительных договоренностей» он назвать отказался, пояснив, что, дескать, карельское правительство должно было определить те маршруты, которые необходимы, и оплатить их согласно калькуляции, представленной железной дорогой. Видимо, на этой стадии и произошло, мягко говоря, недопонимание, которое вылилось в прекращение движения поездов по большей части маршрутов, поставив в почти безвыходное положение жителей отдаленных поселков.

Виктор Степов подтвердил, что проблемы 2014 года практически решены. Карельское правительство вынуждено было выделить порядка 77 миллиона рублей на компенсацию, так сказать, выпадающих доходов железной дороги, чтобы сохранить хотя бы 7 из 13 ранее действующих пригородных маршрутов.

Другими словами, сократив пригородные перевозки почти вдвое, железная дорога получила дополнительно более 28 миллионов  рублей.

Начальник железной дороги рассказал, что и другие губернаторы пытались «сопротивляться» финансовым претензиям железнодорожников.

Например, в Новгородской области, по словам  Степова, чтобы найти альтернативный транспорт заказали лошадь, а в Псковской области БТР. В России до сих пор дороги такие, что проехать можно либо на лошади, либо на бронетранспортере.

Но, перейдя на альтернативные виды транспорта, власть получила столь серьезные социальные волнения, что, если верить Степову, согласилась на все «финансовые предложения» железнодорожников. «Турчак (губернатор Псковской области) заплатил 280 миллионов. В прошлом году он пытался заплатить 15 миллионов рублей», - с победными нотками в голосе произнес Виктор Степов.

Уверенности руководству железной дороги придает тот факт, что российское правительство издала целый ряд документов, предусматривающих безубыточную работу железной дороги. Виктор Степов дал понять, что поддержка со стороны федерального бюджета сократилась и «добирать» предложено из бюджетов регионов.

«Это решение правительства, даже более жесткое. Мы, честно говоря, даже сами не ожидали», - признался Степов.
Он сказал, самый сложный для Карелии сейчас вопрос  — это соглашение на 2015 год. Начальник железной дороги объяснил, что пригородные железнодорожные перевозки будут действовать только в тех объемах, на которые у карельского правительства хватит денег. «Либо да, либо нет... Я думаю, что руководитель республики не может не понять, что нельзя лишить людей транспортной доступности», - заключил он.

Собственно говоря, выхода у карельского правительства, как и у других регионов, фактически не осталось. Заручившись поддержкой со стороны федеральной власти, которая указала на региональные бюджеты как источник компенсации расходов, железная дорога чувствует себя «на коне». Ведь, если в отрезанных от цивилизации поселках вдруг вспыхнет социальный взрыв, то отвечать придется региональной власти. Несложно предположить, что в этой ситуации руководство ОАО «РЖД», где 100% акций принадлежит государству, будет взирать на происходящее с немым укором, мол, мы же вас предупреждали....