06 апреля 2012, 15:47

Построил я домик в деревне...

"ТВР-Панорама" рассказывает об особенностях регистрации прав на недвижимость.
логотип сайта

В редакции «ТВР-Панорамы» состоялась «Горячая линия». На вопросы читателей о приватизации жилья, оформлении в собственность земельных участков и изменениях в законодательстве, касающихся регистрации прав на недвижимость отвечал Алексей СМИРНОВ, заместитель начальника отдела правового обеспечения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК.

Слышал о том, что с марта этого года оформить в собственность землю, находящуюся прежде в аренде, будет очень сложно и дорого. Вступает в силу какой-то закон. Земля у меня находится в аренде у Прионежского района уже несколько лет. За это время построил на ней дачный дом. Понимаю, что уже не успел подать документы, но слышал, что есть какая-то амнистия, что срок будет продлен. Что это за амнистия? Как мне поступить, я хочу оформить все в собственность. С чего начать?
Евгений, Петрозаводск


– Первым этапом, поскольку у вас есть договор аренды земельного участка, является оформление права собственности на дом. Как раз для этого необходимо представить документы о правах на землю: договор аренды (если он зарегистрирован в едином госреестре прав, то предоставление такого договора не требуется) и кадастровый паспорт на дом (если у вас назначение земельного участка – личное подсобное хозяйство, либо индивидуальное жилищное строительство).
Если же земельный участок предназначен для садоводства, дачного хозяйства, то тогда необходимо предоставить декларацию об объекте недвижимости. После оформления прав на дом вы вправе обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении вам земельного участка в соответствии с земельным кодексом как собственнику объекта недвижимости, расположенного на участке. Вот такой порядок оформления в собственность ваших объектов недвижимости прописывает закон.
Продление сроков как раз касается оформления прав на индивидуальные жилые дома. Раньше для того, чтобы оформить право на индивидуальный жилой дом, необходимо было вводить его в эксплуатацию в установленном законом порядке, получать соответствующее разрешение в установленной форме и только после этого можно было зарегистрировать право собственности на указанный дом. Сейчас же действует упрощенный порядок оформления права. Получение такого разрешения на ввод в эксплуатацию не требуется. Как я уже сказал, необходимо только представить в орган по регистрации прав документы, подтверждающие права на землю, и кадастровый паспорт на сам дом. Норма об упрощенном порядке в отношении индивидуальных жилых домов носит временный характер. Срок ее действия установлен федеральным законодательством – до 1 марта 2015 года.

Хочу приватизировать квартиру. Какие для этого нужны документы и куда обращаться?
Надежда Анатольевна, п. Надвоицы

Такой же вопрос задала и жительница Петрозаводска Ольга Михайловна.

– Вам необходимо обратиться в подразделение органа технического учета РГЦ «Недвижимость» (в Петрозаводске оно находится на ул. Свердлова, 4). Написать заявление совместно со всеми лицами, кто будет принимать участие вместе с вами в приватизации квартиры, предоставить документы, подтверждающие право пользования вашим жилым помещением, например, договор найма или ордер. Оплатить соответствующую услугу. Более подробную информацию можно получить в РГЦ «Недвижимость». После того как вы получите договор приватизации, надо обратиться в Управление Росреестра по Республике Карелия за регистрацией прав на основании этого договора.
Хочу напомнить, что срок приватизации продлен до 1 марта 2013 года.

Какие требуются документы для регистрации права на дом на садовом участке?
Ким Алексеевич, Пряжа


– В случае, если право на земельный участок не зарегистрировано в едином государственном реестре прав, то необходимо предоставить документы о правах на этот участок. Это может быть выданное ранее свидетельство о праве на земельный участок, постановление о предоставлении участка, какой-либо договор, по которому был приобретен этот участок. Кроме этого для оформления права на садовый дом нужен еще один документ – декларация об объекте недвижимости. Она заполняется заявителем самостоятельно, бланк можно получить в органе по регистрации прав. Ну и конечно, надо оплатить госпошлину.

Оплатили кредит на строительство дома средствами материнского капитала. И теперь этот дом (он оформлен на мое имя) нужно подарить мужу и двум детям. Могу ли я это сделать по договору дарения?
Жанна Макарова, Лоухи


– Вы приобрели дом, состоя в браке?
– Да.
– В таком случае дом уже считается вашей совместной с мужем собственностью. То есть дарить ему ничего не надо, поскольку он – такой же собственник дома как и вы, несмотря на то, что дом оформлен на вас. А вот то, что ваши дети тоже должны иметь право собственности на дом – в данном случае как раз и является условием реализации сертификата на материнский капитал. Поэтому совершение сделки дарения детям – необходимое условие. У каждого из членов вашей семьи – супруга, обоих детей – будет своя доля. Каждый получит свидетельство, на обороте которого будут указаны сведения об остальных дольщиках.
Договор составляется в свободной форме, за помощью можно обратиться к юристам, либо поискать в Интернете примерный образец. Главное, чтобы в нем были учтены требования гражданского законодательства.

Земельный участок предоставлялся в аренду для индивидуального жилищного строительства. Но дом мы так и не построили. Можно ли землю оформить в собственность?
Антонина Юрьевна, Петрозаводск


– Указанный земельный участок вы вправе приобрести в собственность на общих основаниях в соответствии с Земельным кодексом. Но при определенных условиях договор аренды может быть продлен.

В 1993 году вдвоем с мужем приватизировали квартиру. 12 лет назад муж умер. Сейчас появилась необходимость прописать на время взрослых детей, у которых уже есть свои дети. Для этого нужны документы на квартиру. И тут выяснилось, что свидетельство о регистрации недвижимости  надо было менять. Я не знала. Что мне теперь делать?
Инна Яковлевна, Петрозаводск

– Квартира принадлежала вам и вашему супругу. Ваши доли по закону являются равными. После смерти супруга его доля подлежит распределению между наследниками. Для оформления наследства вам надо было обратиться к нотариусу. Как следует из ваших слов, до сих пор это не сделано, и значит, документов о правах на квартиру вы в полном объеме не имеете.
Для начала вам необходимо обратиться к нотариусу, который будет вести наследственное дело. С учетом значительного прошедшего срока, возможно, потребуется прохождение определенной судебной процедуры. Но пока вы не оформите все права на квартиру с учетом наследования, думаю, будет очень сложно заниматься регистрацией ваших родственников по месту жительства. Вопросы по регистрации вы можете задать в Управление Федеральной миграционной службы.

В свое время мы приватизировали земельный участок в садовом кооперативе. Были собраны все необходимые документы. Но наши права так и не были зарегистрированы и с кадастрового учета нас сняли. Теперь надо по-новой все оформлять. Нам обещали, что все сделают, но воз и ныне там, хотя прошло уже полгода. Надеюсь, что цены на переоформление не заоблачные?
Александр Федулов, Петрозаводск


– До того момента, как права на земельный участок будут зарегистрированы, сведения, внесенные в кадастр по результатам межевания, носят временный характер. Срок их нахождения в кадастре недвижимости – 2 года. По истечении этого срока сведения о земельном участке аннулируются. И для того, чтобы его все же поставить на кадастровый учет, вам снова необходимо обратиться в орган кадастрового учета – кадастровую палату и представить те же самые документы.
Межевой план вам готовил кадастровый инженер, коммерческая организация, с которой вы заключаете договор об оказании услуг. В случае, если условия договора не выполняются и нарушаются ваши права, то вы можете обратиться в Роспотребнадзор либо в суд. Вы также вправе сменить кадастрового инженера.
Следует понимать, что услуга эта рыночная, и стоимость ее определяет исполнитель.

Какие изменения в законодательстве, касающиеся вопросов регистрации прав на недвижимость, коснутся нас, рядовых граждан?
Анна Николаевна, Петрозаводск


– Самые существенные изменения связаны с созданием в нашей стране системы межведомственного информационного взаимодействия. Благодаря этой системе органы государственной власти, разных уровней самостоятельно запрашивают друг для друга необходимые документы либо сведения. Что это означает на практике? Органы по регистрации прав будут самостоятельно запрашивать, например, в налоговых структурах выписки из реестра юридических лиц, в органах местного самоуправления – разрешение на строительство, разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства и т. д. Но надо понимать, что данная система не исключает необходимости обращения граждан в эти органы, чтобы предоставить определенные сведения и документы, необходимые, например, для подготовки того же разрешения на ввод в эксплуатацию. Важно, что готовый документ человеку не обязательно будет получать на руки и нести лично в Росреестр или Кадастровую палату. Однако установлен перечень документов, которые заявители должны предоставлять в государственные (муниципальные) органы самостоятельно. Так для регистрации прав такими документами являются правоустанавливающие (правоподтверждающие) документы.
Еще одно изменение касается приема документов на регистрацию прав. Теперь прием и выдачу документов на регистрацию прав, а также на предоставление информации о зарегистрированных правах будет осуществлять не только Росреестр, но и Кадастровая палата. Это, безусловно, должно разгрузить имеющиеся сегодня очереди.

Родители занимаются оформлением земельных участков (3 небольших огорода по 3 сотки), которые они обрабатывают уже больше 20 лет. С двумя не было никаких проблем, а вот третий отказываются оформлять.
Наталья Анатольевна, Петрозаводск


– Упрощенный порядок оформления права собственности не означает, что на земельный участок может вообще не быть никаких документов. Они должны быть предоставлены заявителем в соответствии с Законом о государственной регистрации прав. Таким образом, оформить права в упрощенном порядке на земельный участок при отсутствии правоустанавливающих или правоподтверждающих документов не получится.
Земельным кодексом предусмотрена возможность оформить право на земельный участок, где у вас стоит свой дом, права на который оформлены в установленном порядке, потому что в таком случае вы имеете приоритетное право получения земли в собственность. Если же таким объектов недвижимости на вашем земельном участке нет, то приобретение его в собственность происходит в общем порядке, а не в упрощенном.
Необходимо помнить, что  упрощенный порядок оформления права собственности на земельный участок не распространяется на тех лиц, которые пользуется им на праве аренды.