На краю земли
«Замуровали, демоны!»
В критической ситуации оказались жители Лендерского сельского поселения Муезерского района. Об этом журналисты узнали лично от главы поселения Сергея Анатольевича Козлова (на снимке), который через Союз журналистов обратился за помощью к прессе.
По его словам, жители Лендерского поселения живут, как будто и не в XXI веке. Телефонная связь работает с серьезными перебоями: полмесяца хорошо, полмесяца – плохо. Мобильной связи вовсе нет. А с февраля этого года во многих зданиях, в числе которых администрация поселения, Дом культуры и спортивный комплекс, даже свет не горит. На такие для любого городского жителя элементарные вещи у поселения не хватает средств.
А скоро люди могут оказаться «замурованными» в таких условиях. С 29 мая карельский филиал РЖД планирует закрыть железнодорожную ветку Суккозеро – Лендеры. И это несмотря на то что поезд – единственный вид транспорта для сельчан, на котором можно добраться до города.
- Кстати, о том, что продажа билетов будет прекращена, мы узнали совершенно случайно, - поделился Сергей Козлов. - Об этом пассажирам сказали кондукторы.
Есть еще две автодороги, из Суккозера и Ребол, но обе они в настоящее время закрыты из-за весенней распутицы – и для легкового, и для грузового транспорта. Случись что, выехать из поселка будет невозможно. Автобусы до Лендер не ходят, а ближайшая автозаправочная станция находится за 140 километров.
Пожарные с лопатами
Между тем случиться действительно может все что угодно. Например, на днях в Лендерах произошел пожар – загорелся частный жилой дом. Тушить его жителям пришлось самим, силами местной добровольной дружины.
Такие дружины из 6 – 7 добровольцев пришлось создать в каждом поселке Лендерского поселения, поскольку местную пожарную часть с 1 декабря прошлого года упразднили. А до ближайшей, которая находится в Реболах, – 60 километров. Топоры да лопаты – вот и весь нехитрый арсенал средств защиты местных дружинников.
- Машин нет, специалистов-профессионалов тоже, - сетует глава. - Страшно подумать, что будет в случае более серьезного пожара.
Пожарную часть закрыли не просто так. В прошлые годы ее содержал ОАО «Лендерский ЛПХ». Московская фирма, которая приобрела леспромхоз, в связи с падением производства приняла решение его реорганизовать, а пожарный пост – закрыть.
На прошлой неделе сотрудников Лендерского леспромхоза – градообразующего предприятия поселения и, по сути, единственного места работы для местных жителей – поставили в известность о грядущем сокращении в связи с реорганизацией предприятия. Без объяснений и оправданий. И без обещаний, что тем, кто лишится работы, помогут. Из 150 ныне работающих сотрудников планируют оставить только 16 человек. Что будет с остальными – не известно. А другой работы в поселении нет.
Молчание – знак...
В состав Лендерского сельского поселения входят три поселка: Лендеры, Кимоваара и Мотко. Почти 1800 человек, которые здесь проживают, могут остаться фактически брошенными на произвол судьбы.
Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, нужно: наладить телефонную связь, возродить пожарную часть, найти работу сельчанам, которым грозит увольнение, и сохранить железнодорожное сообщение. Казалось бы, это элементарные вещи, а людям приходится умолять власти выполнить свою прямую обязанность – позаботиться о них.
Две недели назад жители Лендерcкого поселения написали обращение, адресованное главе Карелии Андрею Нелидову, депутату Законодательного собрания РК Михаилу Мрыхину, а также руководству РЖД и отдела по защите прав потребителей с просьбой разобраться в ситуации и помочь. Ответа пока не получили.
Не мытьем, так катаньем?
Как выяснилось, изменения в железнодорожном расписании коснутся не только жителей Лендерского поселения. 18 апреля на имя заместителя главы РК - министра экономического развития В Лунцевича пришло письмо от заместителя начальника железной дороги П. Бурцева, в котором сообщается, что «Северо-Западный филиал ОАО «Федеральная пассажирская компания» … из-за нерентабельности и убыточности некоторых маршрутов сокращает размеры движения и частично прекращает железнодорожное пассажирское сообщение».
Также сообщалось, что с 29 мая отменяются маршруты «Петрозаводск — Лендеры», «Петрозаводск — Юшкозеро», «Петрозаводск — Янисъярви» и «Санкт-Петербург — Янисъярви». Таким образом, пострадают не только жители Муезерского, но и те, кто проживает в Калевальском, Питкярантском, Олонецком и Сортавальском районах.
Однако, по мнению Сергея Козлова, информация о нерентабельности рейсов не соответствует действительности. Дело в том, что на эти маршруты не продают электронных билетов, многие люди покупают их в поезде у кондукторов, и это, конечно, нигде не фиксируется.
Как сообщили в пресс-службе Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги, жителям Карелии паниковать пока не стоит. В настоящее время по поводу перевозок по этим маршрутам ведутся переговоры между Федеральной пассажирской компанией и правительством республики. Если карельские власти согласятся компенсировать убытки, рейсы отменены не будут.
Но не все так просто, как кажется. По словам депутата Михаила Мрыхина, вчера из уст одного из начальников железной дороги прозвучала такая фраза: «Если ветку прикрыть не удастся, мы все равно ее закроем — на ремонт или реконструкцию. Считайте, что навсегда».
Что касается остальных проблем лендерцев, решить их будет не легче.
- Я сам работал в Лендерском поселении с 1972 по 1980 год, - рассказал Михаил Мрыхин, - и с тех пор там ничего не изменилось. Несколько лет назад велись переговоры с сотовыми операторами, чтобы они установили в Муезерском районе вышку. Делать это никто не хочет — невыгодно. То же и с обычной связью: говорят, что на ремонт сетей денег нет.
У жителей остается только одна надежда — что власть, наконец, возьмется и наведет порядок в районе. Возьмется ли?
Пока верстался номер
Когда номер газеты, который выйдет в будущую среду, 4 мая, был уже сверстан, с «ТВР-Панорамой» связался первый заместитель министра экономического развития Лев Шустов, который сообщил, что между руководством РЖД и правительством Карелии буквально на днях была достигнута договоренность – поезда на Лендеры, Юшкозеро и Янисъярви будут сохранены. Пока, правда, письменно эта договоренность не подтверждена.
Фото Виталия Голубева