30 августа 2013, 14:15

Левши из гаражного бокса

<p>Петрозаводские умельцы реставрируют раритетные автомобили прошлого столетия</p>

Заходишь под своды просторного гаража — словно на склад металлолома
попадаешь. «Москвич», «Волга», «Форд Кортина»… Целый парк раритетной автотехники, которую, впрочем, и техникой-то уже не назовешь — автохлам, которому место на свалке истории.

Семеро умельцев — среди них есть и школьник — от такого состояния
раритетов испытывают полный восторг: они для того-то и собрались
в этом уникальном клубе по интересам, чтобы «оживлять» старое железо, творить из него чудеса. Все свое свободное время увлеченная компания посвящает тому, что восстанавливает отслужившие свое отечественные и импортные автомобили.

Как «умелые ручки», среди которых бармен, два дизайнера интерьера,
повар, студент, художник по свету, собрались вместе, они теперь и не скажут.
Но три года назад их объединило общее дело, расставаться с которым в ближайшие десятилетия они не намерены. Неужели и эта «куча железа», которую я увидела в гараже, служащем для умельцев мастерской, когда-нибудь будет ездить по нашим дорогам?!

— Обижаете… Они не только ездить — летать по нашим карельским дорогам будут! — мечтательно парируют собеседники.

У каждого из автомобилистов есть дома свои «колеса». А то, что отреставрируют здесь, в мастерской, на свой вкус и с применением неуемной фантазии, будет называться автомобилем выходного дня, для выезда на отдых — после таких трудов на каждый день технику использовать жалко.

Не хуже, чем в цирке

Парк раритетов начинается при входе в гараж. Среди машин-доноров,
которые можно использовать только на запчасти, одиноко примостилась
легковая «Волга» ГАЗ-22.


— Это настоящий раритет. Выпускал такие автомобили в СССР Горьковский автомобильный завод с 1962-го по 1970-й год, и не для частного пользования. Машина не продавалась в магазинах, потому что выпускалась в ограниченном
количестве и предназначалась для государственных предприятий и больниц, — рассказывает умелец.

Такие авто использовали под кареты «скорой помощи», специализированную
пожарную технику, для почты и так далее. В частные руки машины попадали крайне редко, лишь в качестве государственной награды. Едва ли не единственным человеком, который купил ГАЗ-22 «Волга», оказался артист Юрий Никулин. Благодаря его известности на высшем уровне в качестве
исключения председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин разрешил продажу авто Юрию Владимировичу. И то не просто так, а для перевозки циркового снаряжения, ведь он не только снимался в кино, но и выступал на арене цирка.

Достоинство ГАЗ-22 «Волга» — огромное багажное отделение, заднее
складное сиденье, а главное, грузоподъемность в 400 килограммов
— в 60-е годы прошлого столетия ни один универсал, выпускаемый
отечественным автопромом, не мог похвастаться такими техническими
характеристиками.

Но для того чтобы увидеть в реалии, на какой машине ездил знаменитый
актер цирка, надо изрядно потрудиться. Дмитрий Усиченко с любовью
смотрит на эту груду металла:
— Автомобиль сейчас не на ходу, разобрать его предстоит до кузова — что-то подварить, почистить краску, и он засияет как новенький.

Дмитрий — любитель маленьких машин. Сам он ездит на «Пежо-107», а приобрести мечтал старенький «Запорожец». Вместо него в соседнем дворе приобрел это «страшное чудовище ГАЗ-22 «Волга». Увидел, говорит, и «запал»!

«Форд Фиеста» 1981 года выпуска тоже достался умельцам в страдальческом
состоянии: днище — сплошная сплошная ржавчина, все в дырках. По  "чудовищу» хорошо видно, какие технологии использовались при сборке
авто в прошлом столетии. Вместо шпаклевки при заделке швов — олово.
Сейчас таких технологий нет.

«Форд Кортина» — автомобиль конца 70-х, выпущенный британским
подразделением знаменитой компании. Повар Илья Олещук может не только над блюдами «колдовать!» — своими руками он собрал другой, более мощный, двигатель для этого раритета.

А вот и «Москвич-412». Как известно, отличная модель и очень удобная для города: большие скорости не выжимает и вполне надежная. Только 16-летнему школьнику Стасу Суржко с ним придется еще повозиться. Стас уже демонтировал двигатель, теперь учится сваривать

Кесарю — кесарево

Кто-то играет в бильярд в свободное от работы или учебы время, кто-то гоняет по набережной на велосипеде или плавает в бассейне. Группа петрозаводских автолюбителей нашла для себя такое вот хобби — реставрировать прошлое

Отжившие свой век авто по смешной цене, от 5 до 10 тысяч рублей, они покупают у знакомых, а порой и прежде незнакомых людей. Это, если хотите, медленное вложение средств. Можно ведь купить новенький автомобиль, сразу
выложив за него энную сумму, а можно, как Левши, месяцами облагораживать
его, начинять деталями, прежде подержав в руках каждый винтик. И все ради того, чтобы когда-нибудь с ветерком и гордостью (я сделал это сам!) рокатиться на свой красавице по городским улицам.

В своем гараже-мастерской парни проводят часы напролет, тщательно работая над воссозданием раритетов и обогащаясь опытом друг от друга. Художественный беспорядок» творческим людям только помогает мыслить. Всюду в большом
помещении — нагромождение инструментов, баночек с краской, каких-то нужных коробочек и ящичков. Скучные стены оживляет граффити, созданные художником-графиком Игорем Фоминым, который восстанавливает
в клубе ГАЗ-21. И даже стул с журнальным столиком в этом нагромождении
старых и нужных вещей можно отыскать, чтобы присесть, выпить чашечку горячего чая и помечтать.

Игорь Кудряшов, один из вдохновителей клуба, рассказывает, что, когда увлекся машинами, с их техническими характеристиками знаком был слабо. Но ведь было интересно познакомиться и со временем, в которое была произведена та или иная машина, автомобильной модой, взглянуть на него, так сказать, сквозь призму истории. На помощь пришел Интернет и природная
любознательность — теперь коллеги по увлечению называют его не иначе как «наша автоэнциклопедия».

Левши из гаражного бокса говорят, что чинят авто они не ради того, чтобы просто привести в порядок то, что уже вышло из строя. Конечная цель — восстановить первоначальный облик раритетного автосредства, через автомобиль почувствовать его время.

А уж как будет выглядеть отреставрированный раритет — это всегда зависит от мастера: у каждого видение того, что должно получиться, свое и сугубо личное.

— К неожиданному результату порой приходишь эмпирическим путем, — рассказывают умельцы.
— Подходишь к автомобилю, изучаешь каждую деталь —и вдруг… Ух ты, какая штука, — не можешь сдержать восторга! А что если ее открутить?!