31 августа 2012, 12:07

Как правильно обращаться в полицию. Разъяснения, адреса, телефоны

Как правильно обращаться в полицию. Разъяснения, адреса, телефоны

Что делать гражданину, если он стал жертвой или свидетелем преступления? Куда можно сообщить о правонарушении и как правильно написать заявление в полицию? Сколько времени отведено законом на рассмотрение заявления, и какие могут быть приняты решения? На эти и многие другие вопросы мы попросили ответить заместителя начальника Управления МВД России по городу Петрозаводску Олега Милашевского.

–  Какие шаги должен предпринять, в первую очередь, гражданин, когда в отношении него самого, его родных и близких или принадлежащего ему имущества совершено противоправное деяние?

– Первое, что необходимо сделать, – не теряя времени, обратиться в полицию. Своевременное обращение существенно повышает вероятность раскрытия преступления по горячим следам. Телефон полиции, его знает, наверное, каждый – «02», а вот  с мобильного телефона необходимо набирать «020» или «112».

К нам поступают жалобы: «на номер «02» иногда сложно дозвониться». Мы пытаемся решить эту проблему. Проблемы возникают в часы наибольшей нагрузки на линии. К слову, в среднем за день на этот экстренный номер поступает более 1000 звонков. Однако кроме линии «02» существуют прямые телефоны оперативных дежурных, которые также готовы принять вызов.

Граждане могут обращаться непосредственно в Дежурную часть Управления МВД России по Петрозаводску, которая в настоящий момент располагается по адресу ул. Ленинградская,7,  телефоны 78-05-79 и 71-53-27. Работают и телефоны дежурных частей городских отделов полиции:

Отдел полиции №1 располагается по адресу: улица Мурманская,  37. Телефон дежурной части отдела 73-91-54;
Отдел полиции №2 находится на улице Калинина, дом 69. Телефон – 56-12-91.

В Управлении городской полиции работает и телефон доверия  715-715 - по нему граждане могут поделиться информацией, которая поможет предупредить и вовремя пресечь преступления и правонарушения. По этому же телефону принимаются претензии к работе самих сотрудников полиции.

Кроме того, с заявлением или сообщением о правонарушении можно обратиться к участковому уполномоченному полиции. На всех участковых пунктах полиции в Петрозаводске прием граждан ведется по вторникам и четвергам с 17.00 до 19.00 и в воскресенье с 15.00 до 17.00.

- Могут ли сотрудники полиции отказать в приеме заявлений и существуют ли какие-либо обязательные требования к форме заявления.

- Органы внутренних дел не вправе отказать в приеме заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях. В соответствии с действующим законодательством заявление принимается в свободной форме.

Согласно регламенту срок ожидания в очереди при личной подаче заявления в дежурную часть не должен превышать 30 минут.

Сотрудники полиции обязаны принять и зарегистрировать  любое заявление, независимо от времени, места или тяжести совершенного правонарушения. В Управлении МВД по Петрозаводску работает специальная комиссия по контролю за учетно-регистрационной дисциплиной. Ее основной задачей является проверка обеспечения незамедлительной регистрации сообщений о преступлениях и происшествиях, а также своевременному их рассмотрению. Очень тесно в этом вопросе мы взаимодействуем с органами прокуратуры, которая осуществляет надзор за соблюдением законодательства.

- Посоветуйте, как правильно составить заявление?

– Во-первых, четко изложите суть произошедшего, укажите дату, время, и место. При описании обстоятельств необходимо стараться избегать эмоциональных оценок – только факты. Во-вторых, обязательно укажите, какой вред причинен преступлением: что именно похищено или повреждено, в рублях оцените размер ущерба. Если причинен физический вред - нужно указать, от каких именно действий пострадало ваше здоровье. Если был нанесен удар, то куда именно. Если преступник применял предмет, то какой. Какие и где остались следы: синяки, ссадины. Обращались ли вы за медицинской помощью? В-третьих, укажите в заявлении как с вами связаться: ваш адрес и телефон. Помните, что анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.

- Как происходит регистрация заявления?

- Если сообщение о происшествии поступило в полицию при личном обращении, то, одновременно с регистрацией сообщения о происшествии, в дежурной части дежурный оформляет и выдаёт заявителю талон-уведомление. В нем указываются:
- сведения о сотруднике, принявшем сообщение о происшествии;
- регистрационный номер;
- наименование органа внутренних дел;
- адрес и служебный телефон;
- дата приема;
- подпись и фамилия дежурного;

При получении талона Вы должны расписаться в журнале. Это значит, что ваше заявление зарегистрировано.

- Как долго длится рассмотрение заявления?

- Любое заявление требует проверки. Сотрудники полиции опрашивают потерпевших и свидетелей, составляют протокол осмотра, собирают  характеризующий материал и другие документы. По закону решение по заявлению должно быть принято не позднее 3 суток с момента обращения. Часто трех дней для проверки не достаточно. Это касается случаев, когда уголовно наказуемый проступок граничит с административным правонарушением или заявитель сам меняет данные ранее показания. Тогда срок рассмотрения может быть продлен до 10 суток. До 30 суток срок рассмотрения может быть продлен только прокурором в случаях, когда необходимо проведение ревизий или документальных проверок. Других сроков рассмотрения законом не предусмотрено.

– Какие решения принимаются по заявлению?

– По заявлению о преступлении в соответствии с законом может быть принято три решения: возбудить уголовное дело, направить материал проверки по подследственности или отказать в возбуждении уголовного дела.

Остановлюсь подробнее на последних двух типах решений. Некоторые статьи уголовного кодекса не входят в компетенцию полиции и рассматриваются только судом, прокуратурой или следственным комитетом. Такие сообщения направляются для принятия решения в соответствующие органы. Материалы проверки также могут быть направлены по подследственности, если преступление совершено на территории обслуживания другого органа внутренних дел.

Отказ в возбуждении уголовного дела – это, несмотря на название, отнюдь не отказ полиции от работы по заявлению, а предусмотренная законом процессуальная процедура, которая проводится в строгом соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса.

В возбуждении уголовного дела будет отказано, если в ходе проведенной проверки установлено, что человек не совершал  преступления. При этом в ходе проверки выявляется факт нарушения гражданином административного законодательства. В этом случае в отношении правонарушителя будет составлен протокол, и виновник будет привлечен к административной ответственности.

Иногда в ходе проверки выясняется, что преступления, о котором заявлял гражданин, на самом деле никто не совершал. Тогда, на основании отсутствия события преступления, выносится отказ в возбуждении уголовного дела.

Кроме того, есть категория преступлений, уголовное дело по которым может быть возбуждено не иначе как по заявлению потерпевшего, это причинение легкого вреда здоровью и побои. При поступлении такого обращения в органы внутренних дел сотрудники полиции обязаны установить лиц, совершивших преступление и собрать доказательства. Однако после этого, в связи с тем, что рассмотрение данной категории уголовных дел отнесено к компетенции суда, материал проверки направляется в суд. Для привлечения виновных к уголовной ответственности гражданин должен обратиться в суд. Если такое заявление отсутствует, соответственно принимается решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием заявления потерпевшего.

Также в возбуждении уголовного дела будет отказано, если установленные законом сроки давности уголовного преследования истекли.

По материалам пресс-службы МВД по РК