Автостоянки у торговых центров сделаны не по уму?
Мало построить торговый центр. Очень важно,чтобы он был оборудован вместительной и удобной автостоянкой. Ведь сама
идея крупных торговых центров предполагает, что люди посещают их для солидных закупок (что называется, «на неделю вперед») и чаще всего — на своем собственном транспорте.
Стоянки для машин у наших крупнейших гипермаркетов вроде бы построены в соответствии с этой идеей. Но петрозаводские
автовладельцы весьма недовольны тем, как они обустроены. Народ у нас поездил по Европам и знает, как все должно быть сделано, если подходить к этому с умом. Например, если в соседней Финляндии строится крупный торговый центр, то автостоянка рядом с ним возводится такой обширной, что вмещает всех желающих даже в часы пиковой нагрузки. На ней делается несколько въездов и выездов, в обязательном порядке круговое движение, чтобы можно было спокойно перемещаться внутри площадки и находить место для парковки. Это непременные условия для обустройства стоянок рядом с уважающим себя гипермаркетом. Все удобства исключительно для покупателя на авто — это основной клиент крупного торгового центра. Посетители без автомашины погоду не делают, так как покупают значительно меньше.
Мы сами с усами
К сожалению, его величества автовладельца у нас не жалуют. Яркий пример — автостоянка у «Ленты». Во-первых, она маловместительная. Во-вторых, единственный въезд (он же выезд) обладает слишком малой пропускной способностью. Машинам здесь всегда трудно разъехаться, и в конце концов это приводит к тому, что скопления автомобилей образуются на улице Ленинградской, что негативно сказывается на безопасности дорожного движения. Также усугубляет ситуацию отсутствие столбиков, ограничивающих парковку машин. В результате хозяева паркуют автомобили таким образом, что больше по узким дорожкам никому не проехать. Отсюда возникает резонный вопрос: как наши чиновники и карельская ГИБДД
дали разрешение на строительство такой непродуманной автостоянки?
— Мэрия, к сожалению, так спешила со строительством этого торгового центра, что не посчиталась с мнением местных архитекторов, — пояснил профессор архитектуры, член Российской академии наук Вячеслав ОРФИНСКИЙ. — Рельеф здесь очень сложный. Для возведения подобных сооружений нужны более равнинные места.
Стоит отметить, что в нынешнем году у «Ленты» началось строительство второй стоянки, которая, будем надеяться, снимет многие проблемы автомобильного движения в этом районе.
Другая крупная автостоянка, у «Сигмы», доставляет автовладельцам меньше проблем. Она куда более вместительна и оборудована несколькими въездами-выездами. Но и в ней нет кругового движения, и в часы пик машинам здесь тоже приходится туго. Неплохая парковка оборудована у магазина ЦСК. Ну, а на мелких парковках, таких как у магазина «Кей», вообще припарковаться проблематично.
Будет ли извлечен урок?
В общем, пока опыт строительства автостоянок у торговых центров в нашем городе не назовешь удачным. В связи с этим возникает вопрос: а как будут принимать автовладельцев новые, еще только строящиеся магазины? Особенные опасения вызывает огромный центр на проспекте Ленина, который, в случае неудачно организованных подъездов-выездов, способен застопорить все автомобильное движение в центре города.
По проекту в нем планируется строительство подземной двухуровневой автостоянки на 440 машиномест. На наш взгляд, для такого торгового центра — это капля в море. Значит, невместившиеся автомобили будут парковаться на проспекте Ленина и улице Красной? А часть из них — создавать пробки на улицах, ожидая, когда на крытой парковке освободится место? Других-то автостоянок не предусмотрено. Например, в питерской «Меге», которая расположилась на окраине города у Мурманского шоссе, помимо крытой автостоянки, рядом располагаются огромные площади для парковки, которые в праздничные и выходные дни практически все заняты.
С этими вопросами мы обратились к главному архитектору города Петрозаводска Владиславу КУСПАКУ. К сожалению, от развернутого ответа он уклонился:
— Я не думаю, что новый торговый центр на проспекте Ленина породит какие-либо транспортные проблемы. В проекте предусмотрено все, чтобы этого не случилось. Но обо всех опасениях горожан, связанных с этим центром, нужно поговорить более предметно. Я готов в ближайшее время дать на эту тему развернутое интервью, специально для газеты «Петрозаводск».
Так что подождем, когда главный архитектор убедит нас в том, что транспортного коллапса во время презентации торгового центра на проспекте Ленина не будет. Кстати, когда открылся торговый центр «Тетрис», припарковать машину рядом с ним было проблематично. Стоянка, спрятавшаяся во дворе здания, с наплывом автолюбителей явно не справлялась. В результате транспортом была заставлена вся улица Мерецкова.
На снимке: "Пример можно брать с автостоянки у питерской "МЕГИ"