29 августа 2013, 12:02

Непотопляемый формат

Непотопляемый формат

Бумажная книга постепенно покидает наш обиход, но любовь к самой форме уже неистребима. Вытесненная из наших рук, книга не желает уходить из окружающей среды. Вы заметили?

Знакомый уже формат обнаруживается не только в библиофильских сферах, не на полках и письменных столах, а в местах самого разнообразного общего пользования.

Например, в памятниках:


Памятник книгам в Берлине, открыт в 200 6 году. Расположен напротив университета им. братьев Гумбольтов. Установлен в честь Иоганна Гутенберга, изобретателя современного книгопечатания.

Десятки памятников книгам в России и за рубежом по ссылке.

Под видом скамеек:


18 скамеек в Стамбуле в форме книг турецких авторов, раскрытых на самых интересных местах.

Как аксессуар женского гардероба:


В 2010 году дизайнер Оливия ле Тан выпустила коллекцию клатчей в виде книг. «Лолита» Набокова, «Идиот» Достоевского, «Моби Дик» Мелвилла и далее по списку.

В дизайне зданий:


В 2012 году в Тюмени арт-группа «Цвет города» раскрасила здание под книжную полку.

Чем дальше, тем больше. Как будто вызревает какая-то новая ностальгия по книге. Когда она началась? Я думаю, в последнее десятилетие, когда мы стали массово переходить на электронные книги. Так они продолжают называться, хотя разница между почти бесплотным файлом и увесистым томом из бумаги и картона здорово ощутима. Очень остро чувствуешь это в тот момент, когда после долгих сомнений и страданий по привычным опциям «шершавая бумага», «запах конфетных оберток», «яркая обложка», «изящные виньетки» и проч. начинаешь таки активно читать с подходящего к делу гаджета.

Сегодня поздно дискутировать о преимуществах той или иной формы текстовых носителей. Еще бессмысленней сокрушаться об уходящей натуре. Тем более, что форма эта вон какая живучая оказалась. «Нет, весь я не умру…», — это как раз об этом. Да и формат это всего лишь формат, как ни обожествляет его наше время. А контент в свою очередь останется контентом. И это уже вопреки нашему времени, которое в области содержания плетется, как кажется, в хвосте у прошлого, большей частью перекодируя и переформатируя на разные лады все тех же Набокова, Чехова, Чайковского и Пикассо. И даже не перепевая и пересказывая, а уже просто именно переводя из бумажного вида в электронный, из 2D в 3D, из черно-белого в цветное, из книги в клатч.