Из-за трагедии в Петрозаводске спецслужбы и мэрия объединили усилия

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 5 июля в 2005 году
ДТП
фото стопкадр

Мэр Петрозаводска, которым 20 лет назад был Виктор Масляков, пригласил представителей ГИБДД, транспортной инспекции, спасателей, инспекции по труду и частных перевозчиков на экстренное совещание, где присутствующие решали – можно ли было избежать трагедии, которая произошла на улице Мурманской.

Маршрутка врезалась в троллейбус, в результате погиб водитель микроавтобуса, двое его пассажиров серьезно пострадали. По факту проводили проверку, за которой пристально следили городские власти.

Микроавтобус, который попал в аварию, был сразу проверен – никаких нарушений в регистрации не обнаружили. Погибший водитель был замечен ранее всего на двух нарушениях. Однако, по словам мэра города, который лично приехал на место происшествия, авария с участием маршруток – это не случайность, а система. Водители работали больше, чем им позволял закон, уставали, лихачили. И проконтролировать это было невозможно, так как к их бумагам проверяющие не могли придраться. «Хотите прикрыть себе все места бумажками? Не прикроете. Мне покажите методику контроля – как будет контролироваться водитель. Все! Факт свершился», - говорил на совещании Виктор Масляков.

Сергей Немыкин, владелец автобуса, водитель которого погиб, утверждал, что у него все работают по графику, а платит он своим работникам 1,5 тысячи рублей в месяц (по тем временам четверть зарплаты бюджетника). Многие из присутствующих этому не поверили. «Я связался со своей страховой компанией, она подтвердила, что всем пострадавшим будет выплачена компенсация», - обещал Сергей Немыкин.

В целом в городе в те годы работало около 500 маршруток. Перегруженность на дорогах мешала и пугала. Причем, даже перевозчиков. Именно они предложили сократить самих себя – точнее, количество машин. И оставить только три транспортные компании. Частные перевозчики утверждали, что та авария – не следствие системных ошибок в организации перевозок, а трагическая случайность. Впрочем, признавали, что проблем в их сфере предостаточно. Они сами предложили сесть за стол переговоров с мэрией, которая не раз пыталась урегулировать вопросы транспорта.

...

Трагическое ДТП, а также заказное убийство предпринимателя стало темой для обсуждения на следующем планерном совещании в мэрии. «Хватит зарабатывать за счет экономии на безопасности горожан», – возмущался Виктор Масляков, мэр Петрозаводска. По официальной версии водитель маршрутки погиб во время аварии, но в городе поползли слухи, что человек умер за рулем от сердечного приступа из-за усталости, так как ему приходилось слишком много работать. Начальник ОГИБДД Петрозаводска Андрей Червочкин сообщил, что «для установления причин гибели назначена судебно-медицинская экспертиза».

Этот случай дал повод Виктору Маслякову еще раз обратить всеобщее внимание на проблемы частного транспорта. На некоторых маршрутах города их количество превышало допустимые нормы в разы, что и приводило к авариям. Зарплата черным налом, отсутствие отношений между потребителем и поставщиком услуг. В связи с этим затруднена была выплата компенсации, если происходил несчастный случай. И это только верхушка айсберга.

Еще большее недоумение вызвал у мэра случай с убийством предпринимателя. Заместитель начальника УВД Петрозаводска Андрей Красовский рассказал: «Около 00.45 во дворе дома 18 «а» по улице Красноармейской из автомата Калашникова был убит директор ООО «Лигра» Вячеслав Расторопов, 1970 года рождения. С места происшествия изъято 19 автоматных гильз, обнаружен сам автомат, перчатки и маска». Это случилось в жилом массиве, в белые ночи, да еще и из автоматического оружия – в голове у мэра такое не укладывалось. Потом стало известно, что вот так бывший коллега, а затем конкурент отомстил обидчику. Мэр поставил в вину милиции – плохо, мол, работают с населением. «Конечно, очень жаль, что не было упреждающей информации», - согласился Красовский. Силовики обещали найти виновных. Спустя 16 лет состоялся суд, виновные понесли наказание.

Веломарафон Петрозаводск-Санкт-Петербург стартовал с городской набережной. Его организовали участники клуба «Балтийская звезда» (СПб). 1000-километровая гонка стала подготовительным этапом к большой гонке, которую устраивали раз в четыре года в Париже.

Велосипед, экипировка, необходимый ремонтный набор. Вот что нужно было иметь с собой тем, кто собрался на веломарафон. В основном это были жители северной столицы. Но было и несколько петрозаводчан, которые планировали проехать только часть гонки. «Я приехал на поезде, обратно надеюсь поехать на велосипеде, - рассказал Алексей Куковенко из Пушкина. – Я и на работу на нем езжу, в общем-то, с него не слезаю. В день по 3-4 часа».

Ту гонку организаторы назвали достаточно серьезной. Такой в России до этого не было. По всей дистанции расставили контрольные пункты, где участникам ставили отметки. Основной маршрут – между двух озер – Онежским и Ладожским.

«Для марафонца самое идеальное – это маленькие, но шоссейные дороги, с которыми в России всегда были проблемы», - заявил Михаил Калинцев, один из организаторов и участник. Всю дистанцию – тысячу километров – нужно было пройти не менее чем за 90 часов. Утверждалось, что даже девушки справляются с ней за часов сорок. После этой гонки марафонцы должны были отправиться в Париж, где раз в четыре года проводили большой марафон. Участие в нем приравнивалось к участию в Олимпиаде.

Таким было 5 июля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2005 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.