В Петрозаводске мойщики машин рассказали про свой грязный бизнес

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 21 марта в 2004 году

Как правило, с наступлением весны владельцы автомобилей начинали мыть свои машины в местах, для этого не предназначенных. Например, у колонок, где люди брали питьевую воду. Так было и ровно 20 лет назад. Съемочная группа вместе с инспектором экологической милиции побывала с проверкой в разных районах города.

За помывку машин в неположенном месте владельцу светило либо устное предупреждение, либо несколько минимальных окладов штрафа. В зависимости от наглости: попался не один раз, так и размер штрафа возрастет втрое. Первого нарушителя инспектор Сергей Петухов обнаружил на улице Черняховского. В присутствии журналистов он разговаривать отказался. И уехал, даже на взяв повестку. Что ж, номер его машины инспектор, да и журналисты записали.

«Возьмем его на контроль, - пообещал Сергей Петухов. – И дальше он будет находиться у нас на контроле. В конце концов, он когда-то все равно проколется, будет отвечать по закону».

Дальше предстоял разговор с подростками – уличными мойщиками машин. С этим сложнее – ведь они дети. Им инспектор зачитал из кодекса: «Запрещается мыть и ремонтировать автотранспортные средства…»

Ознакомить с законом их можно, а к ответственности привлечь трудно. Чаще всего они были несовершеннолетними. Помывка одной машины приносила им 60 рублей. За день набегала круглая сумма.

Да и колонку на улице Северной автовладельцы облюбовали давно. Там даже очередь выстроилась. На одного из водителей инспектор сразу составил протокол, причем, автолюбитель не прекращал мыть свой «Жигуль». Второй нарушитель сообразил, что пока разбираются с первым, он успеет домыть машину и исчезнуть. Что он и сделал.

На улице Онежской флотилии тамошние жители машины мыли со дня основания самой улицы. Земля там была пропитана мазутом. В ванне на костре грели воду. Обустроились на совесть. Мойщики в возрасте. Они не скрывали, что моют тут машины. Такса у них была – 80 рублей. А то, что этого делать нельзя, они знали.

-А вы знаете, что за это предусмотрено наказание законом?

-Знаю.

-То есть знаете и все равно моете?

-А че делать?! Это наше питание! На что-то же надо жить же.

Видимо, такие места в Петрозаводске будут существовать до тех пор, пока специализированные мойки не станут дешевле, сделал вывод журналист. Комплексная помывка машины стоила тогда в таких местах около трехсот рублей.

...

Работники коммунальных служб 21 марта отмечают свой профессиональный праздник. Как жилось тем, кого всегда принято ругать? Тем, от кого ждали пресловутой реформы ЖКХ? Накануне праздничной даты журналисты телеканала «Ника Плюс», архивом которого мы пользуемся при подготовке этой рубрики, отправились в одно из жилищно-эксплуатационных управлений (ЖЭУ), чтобы поискать ответы на эти вопросы.

Повод был отличный – в ЖЭУ №12 пришел новый начальник.

Им стал полковник в отставке Владимир Гришин. 27 лет службы в милиции, как признался Владимир Александрович, ему очень пригодились. Управлять сантехниками и дворниками оказалось даже сложнее, чем бойцами вневедомственной охраны. У тех зарплата была больше, а стало быть – с них и спрос другой.

«Самый низкий тарифный уклад у кого? У дворника – 710 рублей. Итого, если со всеми северными, он получает всего лишь 1500-1600 рублей в месяц», - сообщил Гришин. Самые физически сильные дворники в те дни были брошены на борьбу с гололедом. Неразумно было бы выпустить с тяжелыми ломами на улицы пенсионерок, которые часто работали дворниками. Молодые сантехники в перерывах между вызовами дежурили на базе. Уверяли, что алкоголя – ни грамма: «Мы не пьем! Бывает такое – чтобы сантехник вообще не пьет. Это раньше такое было – пили. Сейчас не пьет никто!»

Самым опытным специалистам доверили сложный, даже опасный участок – устранение аварии в деревянном доме. Там работы было на несколько дней. Трубы уже давно отжили свое, пришлось менять всю систему. Авторы российской реформы ЖКХ обещали, что после ее реализации все коммунальные услуги будут оказываться быстро и качественно. Но верили ли этим посулам жильцы деревянных домов, как, например, по адресу: Октябрьский проспект, №33? Будет ли у них светлое будущее без текущих крыш и дворов, заваленных мусором? Жильцы этого дома (которого сейчас уже нет на карте) давно привыкли жить без света, тепла и воды. И жильцы не понимали, почему за такие коммунальные услуги они должны платить. Особого оптимизма по поводу реформы ЖКХ не наблюдалось и у работников ЖЭУ. Аварии они, конечно, устраняли, но к ветхому фонду относилось большинство деревяшек по Октябрьскому проспекту, и там даже замена старых труб на новые уже не спасала.

«Им приходится с такими делами сталкиваться, - посочувствовал Гришин. – Может, простому гражданину кажется, что обслуживание здания – это ерунда. Он в квартире не видит. Увидел бы он, что в подвале происходит – по колено отовсюду воды из канализации стекает. Он бы почувствовал разницу, сказал бы, да – в принципе, в квартире все нормально».

Каждый день для сантехников был – новым днем борьбы за коммунальную реформу. И выходить на бой с разваленным ЖКХ им приходилось со старым инструментарием и прежними маленькими зарплатами. Выиграть битву шансов просто не было.

Таким было 21 марта ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2004 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.