В истории площади Кирова отразились события, происходившие в мире
Текст, фото: Хельга Белянцева
Открытие выставки «Пл. Соборная – пл. Свободы – пл. Кирова - … История одной площади» (6+) состоялось 18 сентября в Национальном музее Карелии. Достаточно рядовое событие в музейной жизни Петрозаводска вызвало необычайный интерес — помимо множества студентов и жителей города, мероприятие посетил сенатор от Карелии Владимир Чижов с супругой. В зале Благородного собрания он вручил архивные документы праправнуку Александра Нуортева, советского государственного и партийного деятеля, председателя Карельского ЦИКа, и рассказал об этой незаурядной личности, внесшей немалый вклад в развитие республики.
Все это придало какой-то особый смысл и значение выставке, рассказывающей об одной из исторических площадей Петрозаводска. Как подчеркнул директор Национального музея Михаил Гольденберг, хотя выставка посвящена одной площади, но в ней отразилась история не только всего города, но и страны, и Европы, и всего человечества. Война и мир в разные периоды оказывали свое влияние на облик площади, которая за свою долгую историю носила разные имена: Крепостная, площадь Плац-парада, Соборная, площадь Свободы, площадь Республики, площадь Кирова.
«Есть города, которые возникают «из пены морской» — это города-порты, есть города, которые возникают на пересечениях дорог — это торжища, центры торговли. Наш город — дитя войны, — сказал на открытии выставки Михаил Гольденберг. — Он родился в пороховом дыму Северной войны».
«Города, как люди — каждый имеет свое лицо. Наш город небольшой, когда-то его называли «междуречьем», так как он располагался между двумя речками — Неглинкой и Лососинкой. Он представлял собой две площади, соединенные одной улицей. Но сколько же всего произошло на каждой из эти площадей! Как капля крови способна рассказать врачам о состоянии всего организма, так и одна городская площадь может многое поведать нам об истории Петрозаводска, России, Европы и всего мира».
Начиная с Петровских времен и до начала 20 века самая большая городская площадь была духовным центром сперва Петровской слободы, а потом выросшего из нее города. Здесь стояли три величественных храма — построенные при Петре l деревянные Воскресенская и Петропавловская церкви и возведенный во второй половине 19 века каменный Святодуховский собор.
Эти храмы не пережили послереволюционное богоборческое время — деревянные церкви сгорели в 1924 году, а Святодуховский собор, оскверненный, превращенный сначала в столовую и попутно используемый как парашютная вышка, был разрушен в 1936 году. Тогда же на площади установили памятник Кирову, а в 1940 году присвоили ей имя революционного деятеля.
После революции с площади убрали и памятник Царю-Освободителю Александру II — пустили в переплавку. «Довольно! Постоял… уступи другому», — кричала заметка в газете «Известия губернского исполнительного комитета Советов», — читаем на выставочном информационном стенде.
«Никогда не забыть, как на Соборной площади жгли портреты Николая II. Священники на ступенях кафедрального собора стояли с красными знаменами, не зная, что их ждет»,
— рассказывает Михаил Гольденберг.
Впрочем, и памятник Кирову пережил непростые времена во время оккупации Петрозаводска финскими войсками. Финны надели на него мешок и использовали в качестве мишени для стрельбы. После революции памятник был вывезен в Финляндию, и его автору, скульптору Матвею Манизеру, пришлось сделать копию. Позже финны вернули оригинал. «Лишнего» Кирова установили в Медвежьегорске.
Кстати, финские оккупанты, переименовавшие Петрозаводск и многие его улицы, вернули площади Кирова ее послереволюционное название — площадь Свободы (фин. Vapauden aukio).
С возвращением к мирной жизни облик площади Кирова сильно изменился. В начале 1950 годов появилась новая архитектурная доминанта — Музыкальный театр. Скульптурные группы, украсившие здание, создал знаменитый советский скульптор Сергей Конёнков. В Национальном музее хранятся эскизы этих скульптур, впервые представленные на выставке широкому зрителю, а также письмо, которое Конёнков адресовал жителям Петрозаводска, поздравляя их с двадцатой годовщиной освобождения города.
«Я уже не очень молодой человек. Скоро мне — 90. Жизнь свою я посвящаю искусству. Искусство — это созидание. Созидание во имя будущего. Во имя торжества справедливости. Пусть же пойдут на слом все атомные бомбы, все то, что создано для разрушения, а не для созидания. Берегите пуще ока своего мир на земле. Этим вы обережете свой красивый город. Этим вы приблизите то время, когда солнце справедливости будет светить для всех. Примите мой поклон»,
— пишет Мастер, возможно, надеясь, что слова его услышат не только его современники, пережившие войну, но и потомки.
В 1960 годах на противоположной Музыкальному театру стороне площади Кирова появились еще два театра — Финский драматический (ныне — Национальный театр Карелии) и театр кукол, который разместился в реконструированном здании кинотеатра «Триумф».
В сохранившихся на площади зданиях бывших учебных заведений, построенных в 18 и 19 веках, в советское время открылись Музей изобразительных искусств, Дом ансамбля «Кантеле», а в начале 21 века — выставочный зал и фондохранилище музея-заповедника «Кижи» и Городской дом культуры.
В 1980 годах на площади Кирова выросло «Дерево дружбы» — символ побратимских связей Петрозаводска с городами из разных стран мира. Теперь этот памятник переместили на Онежскую набережную, а на его месте, на аллее, высаженной в честь городов-побратимов, установили стелу «Город воинской славы». Так круг замкнулся — Петрозаводск не хочет забывать, что он — «дитя войны».
На выставке, которая будет работать в Национальном музее до 1 декабря, можно увидеть редкие архивные фотографии, рассказывающие об истории площади Кирова, предметы из фондов музея, в том числе найденные при археологических раскопках, картины художников, изобразивших площадь в разные периоды ее истории, а также посмотреть сюжеты телекомпании Ника+ из рубрики «Старый город».