13 октября 2021, 08:00

Строители сильно подвели главу республики на знаковом объекте столицы

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 13 октября в 2001 году

В Национальную школу с официальной проверкой прибыли заказчики реконструкции объекта – первые лица республики и Петрозаводска. Ремонт в финно-угорской школе им.Леннрота продолжался. К первоначальному сроку окончания работ – Первому сентября – строители не успели. Генеральный подрядчик – СУ-2 обещал завершить ремонт на основном блоке только к первому ноября. Разговор между заказчиком и генеральным подрядчиком был чрезвычайно острым. Работы на том самом первом блоке были далеки от завершения. Система отопления была не готова. Также предстояла масса отделочных работ внутри и снаружи здания. Согласно смете, реконструкция школы должна была обойтись городу и республике (они платили пополам) в 6,5 миллионов рублей. Позже было решено увеличить сумму до 8,5 миллионов. И пока было неизвестно, сколько еще предстоит потратить.

«Сегодня при наличии уже пяти миллионов оплаченных денег ты еще нам должен будешь. Если смотреть на ту стадию, в которой находятся работы», - выговаривал председатель правительства РК Сергей Катанандов (сам строитель по специальности) подрядчику.

А вот по мнению руководителя СУ-2 основной проблемой было то, что в первоначальных подсчетах многие работы не были учтены. А так как строители имели дело со старой постройкой, то возникали по мере прохождения ремонта и лишние расходы.

«Первый и последний раз я выхожу на тендер, когда совершенно не имею документации, - негодовал директор СУ-2 Александр Горшков. – Был перечень объемов работ, которые мне дали возможность посчитать за десять дней. А потом проектный институт три месяца готовил документацию. Так как вы считаете – я один мог посчитать, во сколько обойдется ремонт школы?!»

Глава правительства на это возразил, что подрядчик лишь ищет оправданий своей непрофессиональной работе (кстати, некоторые объекты в городе этот же подрядчик выполнял так, что заслужил похвалу Сергея Катанандова, который поначалу весьма обрадовался, что именно СУ-2 выиграло тендер на школу). Дело тут не в деньгах, так как дополнительных работ, не предусмотренных в смете, не так много. А следовательно, и предоставленных средств по смете вполне должно было хватить. Но даже если в этом усомниться – то налицо был и другой факт: ремонт велся лишь в одну смену.

И когда журналисты пришли в школу, застали на рабочих местах человек пятнадцать от силы. Заместитель министра образования Алексей Беляев заявил: «Мы сейчас находимся в актовом зале, мы еще две недели назад договорились, что здесь будет лежать паркет. Его тут нет. Очевидно, это на мой взгляд, что подрядчик не может организовать работы. У меня сложилось впечатление, что СУ-2 не имеет просто кадрового потенциала, чтобы выполнять такие большие объекты». Между тем, в чем бы тут ни было дело – в ленивом ли подрядчике или плохо составленной смете – а дата сдачи первого блока явно снова будет перенесена. За оставшиеся до 1 ноября парочку недель такими темпами строителям не управиться. Это было видно невооруженным глазом.

Город тем не менее строился, и в начале двухтысячных у нас появилось много новых интересных проектов. Союз архитекторов даже решил возродить старую советскую традицию – награждать лучших. Петрозаводские архитекторы были недовольны внешним видом родного города. Поэтому решили поощрять самые интересные идеи. Александр Савельев, который возглавлял Союз архитекторов, считал, что больше всего улицы Петрозаводска пострадали в послевоенные годы. Да и годы застоя не прибавили красоты и индивидуальности нашим улицам: «Эти годы с одной стороны давали жилье, а с другой – полностью убивали облик и индивидуальность города. А сейчас появляются индивидуальные проекты».

Масштаб строительства у нас, конечно, был скромный. Тем не менее в конкурсе участвовало несколько десятков проектов, осуществленных в прошлом году. И претендующих на звание самых красивых. В номинации «Лучший социальный объект» победу одержало здание на Титова,11 (в котором располагался и сам Союз архитекторов). За лучший жилой дом наградили архитекторов, которые построили дом на Андропова. В номинации «Культовое строительство» жюри было легче всего сделать выбор. Ведь тогда у нас не часто строились церкви. Союз отметил работу коллег над часовней Петра и Павла на улице Лыжной. Для архитекторов был важен не сам факт лауреатства. Они просто хотели сделать наш город красивым. Хотели пригласить к разговору и обычных петрозаводчан – чтобы каждый задумался: а так ли хорошо то место, в котором мы живем.

А вот многим жителям деревянных домов с печным отоплением оставалось мечтать о таких добротных зданиях. Переселять их не спешили. На Первомайском проспекте такой дом с живописно торчащими трубами, как за номером 64, был не один. И все-таки он отличался от других строений своим вызывающим внешним видом. Кстати, дом был не так стар, как могло показаться на первый взгляд. Годы, проведенные без капитального ремонта, явно не пошли ему на пользу.

«Дом с 1953 года, вроде. Наша соседка кажется, его строила», - пояснил жилец дома Николай Стаханов. Кстати, эта «соседка» продолжала жить в том доме. Она вместе с другими соседями со страхом ожидала прихода зимы. Сарайчики были забиты дровами, но печи топить тут не торопились, грелись обогревателями, берегли дрова к зиме. Ведь обогреть ими квартиры было непросто.

Многие жильцы не стали дожидаться обвала полов и потолков и разъехались кто куда. В пустующие апартаменты заходили бомжи со всего Первомайского. Тут же они выпивали одеколон, бросали пузырьки. Жители дома на удивление спокойно относились к своим непрошенным гостям. Годы жизни в экстремальных условиях выработали философское отношение к жизни: «В туалетах у нас каюк-компания… Прошлым летом соседи (у них время было) сделали себе. До этого сосед просто пошел в туалет и ушел вниз с концами. Пришлось делать. Мы всем домом помогали. Такая же, наверное, участь ждет нас».

Дом на Первомайском не входил в список ветхого жилого фонда. Наверное, в мэрии считали, что 50 лет для деревянного дома – это не срок. Но здесь было впору не жить, а проводить учения для бойцов отряда МЧС – забраться в затянутое рубероидом окно, пробежаться по прогнившему полу, разобрать завалы кирпичей – и выбраться из дома живым. Чем не упражнение для настоящих экстремалов.

Таким было 13 октября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2001 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.