Специалисты проанализировали динамику цен на рынке новых автомобилей
Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») проанализировали, как изменялись средние цены на наиболее востребованные новые автомобили в течение всего 2022 года. Самым скромным (в пределах 11-15%) подорожанием в период с января по декабрь прошлого года отличились две модели Lada – Niva Travel и Granta. В то же время более чем в полтора раза (на 53-73% на основе анализа данных НАПИ) за год прибавили Chery Tiggo 7 Pro, Exeed TXL, Geely Coolray и Chery Tiggo 8 Pro. В ближайшие пару месяцев «застоявшиеся» китайские автомобили будут продавать с дисконтом в полмиллиона рублей и выше. Однако на свежие модели 2023 года цены могут вырасти на 10-12% к концу I квартала. В нынешних условиях январь-февраль наиболее подходят для покупки новой машины с дисконтом.
Резкий скачок курсов валют весной прошлого года и волны санкций, повлекшие за собой в том числе и логистические проблемы, привели к тому, что в первой половине 2022 г. почти все иномарки стали продавать на 30-60% дороже январских значений. Однако вместе с последующим укреплением рубля лишь небольшая часть дистрибьюторов вновь стали снижать цены. Большинство импортеров весь год сохраняло прайс-листы на заоблачном уровне, явно превышающем покупательскую способность населения.
В этом свете в выигрышной ситуации оказались производители отечественных автомобилей. Подорожание популярных российских машин в силу довольно высокой локализации оказалось наименее значительным. Так, средняя цена вседорожника Lada Niva Travel по итогам года составила 1,08 миллиона рублей, на 10,9% больше, чем в январе 2022 г. Причем в декабре АвтоВАЗ даже успел понизить цену на эту модель на 2,2%. Джип того же семейства – Niva Legend – сохранил за собой статус самого доступного вседорожника России (979,7 тысячи рублей), но прибавил за год заметно больше – 18,5%. Тем самым он уступил место на пьедестале наименее подорожавших машин двум другим автомобилям - Lada Granta (829,2 тысячи; 11,1%) и FAW Bestune T77 (2,2 миллиона, 14,9%).
Из других популярных российских автомобилей, которые в течение 2022 года подорожали меньше других, следует отметить Lada Vesta (+23,7% за год), но в наличии таких машин почти не осталось. Примерно в тех же масштабах выросли ценники и на UAZ Patriot (+25,1%). В первой десятке нашего рейтинга нашлось также место двум «корейцам» – Hyundai Tucson (3,3 миллиона; +29,3%) и Kia Seltos (2,3 миллиона; 30,6%) и двум «китайцам» – Changan CS75FL (2,5 миллиона; +24,8%) и Haval Jolion (2,2 миллиона; 31,3%). Причем последний после мартовского подорожания дешевел трижды, но так и не опустился в цене до значений января 2022 г.