Специалисты назвали сильные стороны нового учебника истории
С 1 сентября 2023 года в школьную программу для старшеклассников будет введен единый государственный учебник истории. Новые учебники содержат разделы «Всеобщая история» и «История России». Десятиклассники будут изучать периоды с 1914 по 1945 годы, а 11-е – с 1945-го по XXI век, включая события с 2014 года, куда вошел раздел о специальной военной операции.
Учебное пособие после его официального релиза вызвало всплеск как позитивных, так и негативных отзывов. Член Научного совета Российского военно-исторического общества (РВИО) Юрий Никифоров объяснил, почему пособие критикуют и в чем его сильные стороны.
Я уже говорил, что лишь небольшая часть претензий к учебнику связана с попытками обосновать «лживость» авторов, поймать их на ошибках. Здесь условному коллективу критиков-«релокантов» удалось «нарыть» очень мало: претензии сформулированы прежде всего за счет банальной словесной эквилибристики. Какая-то внятная аргументация в пользу ошибочности или некорректности тех или иных представленных в учебнике исторических фактов или утверждений практически отсутствует.
Юрий Никифоров также отметил, что учебники по «Истории России» и «Всеобщей истории» составляют единый учебно-методический комплекс. Авторами новых учебников успешно реализована идея о синхронизации курсов отечественной и мировой истории в рамках единого школьного предмета «История». Соответственно, обе книги единого учебника дополняют друг друга как с научно-исторической, так и с учебно-методической точки зрения.
Впервые после 1991 г. права на учебник принадлежат государству в лице Минпросвещения. По словам специалиста, опыт внедрения вариативности в преподавании истории в 1990-х – начале 2000-х гг. показывает, что она запускает процесс раздробления единого культурно-образовательного пространства России: не только каждый субъект Российской Федерации, но даже каждое отдельное муниципальное образование (или каждая школа) начинает само определять, какой истории учить «своих» детей на «своей» территории. Развал единого образовательного пространства – одна из технологий по развалу страны, считает Юрий Никифоров.
У нового учебника будет два формата: печатный и электронный. Некоторые страницы содержат QR-коды, которые ведут на дополнительные материалы – архивы, документы, сайты музеев и органов власти. Сделано это для того, чтобы ученики учились анализировать изученное.
Напомним, что авторами нового учебника выступили Владимир Мединский, Анатолий Торкунов и Александр Чубарьян. По словам авторов учебника, со следующего учебного года будут готовы материалы и для 5-9-х классов. Таким образом, школы получат полную единую линейку истории. Статью на полную версию разбора критики учебника можно найти здесь.