По советскому кино и романтике милиции ностальгируют в Петрозаводске
Текст: Елена Малишевская, фото: Михаил Никитин
10 ноября в России отмечают День полиции. Праздник относительно недавний, как и ведомство, которому он посвящен - переименование и того, и другого произошло в 2011 году. А до этого времени почти полвека - с 1962 года - в стране отмечали День милиции. Отмечали широко: по телевизору показывали лучший в году концерт, а еще к этой дате обязательно снимался какой-то новый фильм про оперативников или следователей. Отечественная киноиндустрия старательно создавала образ милиционера - красивого, умного, честного и бесстрашного. О советской милиции в кино рассказывает новая выставка, открывшаяся в Доме ремесел Петрозаводска. Мы сходили на открытие.
Выставка «Советская милиция в кинематографе» открылась за четыре дня до праздника. Видимо, организаторы - музей МВД Карелии и Центр Народного творчества - хотели сделать приятное министру МВД республики Дмитрию Сергееву, который 6 ноября отмечал день рождения. Действительно, почему бы и не совместить...

Сам Сергеев и открыл выставку, а ему дарили подарки: руководитель музея МВД вручил календарь, а директор Центра Народного творчества - что-то в закрытой коробке, но уточнил, что подарок из карельской березы. Министр рассказал историю, как однажды тоже приобщился к советскому кинематографу.
«Вот я стою у афиши фильма «Пять минут страха», в котором играл великолепный артист Анатолий Кузнецов. А мне довелось вручать ему удостоверение внештатного сотрудника милиции. Потом мы с ним замахнули по пятьдесят граммов...».

Всем, кто пришел на открытие выставки, тоже предложили замахнуть: напиток был выбран в соответствии с эпохой - Советское шампанское. Капитан полиции Вадим Довгалюк сыграл на пианино «Мурку».

Центральное место выставки занимают экспонаты, связанные с фильмом «Место встречи изменить нельзя». Из манекена попытались создать образ Маньки Облигации. Есть и копия знаменитого картуза Кости Сапрыкина по прозвищу Кирпич, и фото Станислава Садальского с автографом, и первоисточник - книга братьев Вайнеров «Эра милосердия».

По воспоминаниям режиссера фильма Станислава Говорухина, картину снимали в кратчайшие сроки, торопились к празднику - Дню милиции 1979 года. При том, что столкнулись с цензурой, и на переделки тоже ушло много времени: Говорухин снял материала на семь серий, в итоге осталось пять. Гостелерадио и советники из МВД не могли смириться с тем, что бандит Левченко, например, слишком героически воевал вместе с Шараповым, всю первую серию про войну удалили целиком.

Вырезали и слишком фривольные, по мненю цензоров, фрагменты, рассказывающие про любовь Шарапова с Варей Синичкиной. Полностью изменили и финал картины: Володя Шарапов не уходит из милиции, окончательно разругавшись с Жегловым, а его любимая Варя не погибает от рук бандитов. Несмотря на сильные расхождения сюжета с книгой Вайнеров и основательную искромсанность, фильм у Говорухина получился на века - его смотрят и пересматривают.

Удивительно, что Говорухину удалось отстоять Высоцкого на роль Жеглова. Худсоветы тщательно отбирали артистов на роли капитанов и полковников милиции: они должны были быть не только красавцами, но и иметь безупречную репутацию. Санаев, Кузнецов, Лановой, Жариков, Олялин - эти актеры отлично справились с возложенной на них миссией и, безусловно, добавили романтики в образ милиционера.

На выставке можно увидеть несколько десятков сохранившихся с советского периода киноафиш - это тоже отдельный вид искусства. Большую коллекцию афиш собрал и сохранил музей МВД, которому, кстати, в этом году исполнилось сорок лет. Также в экспозиции - милицейская форма времен СССР, модели автомобилей, много других любопытных экспонатов.

Справляется ли сегодня российская киноиндустрия с «очеловечиванием» образа полицейского? На мой взгляд, не очень. А может быть, перед кинематографистами никто такой задачи и не ставит. Все детективные истории строятся примерно по одной схеме: есть отдел оперативников или следователей, один из них - супергерой (часто - женщина), все остальные - не очень способные. А бывает (и никто этому не удивляется), что один - супергерой, а все остальные - взяточники и пособники бандитов. Вспомним Шилова и бесконечную сагу «Ментовские войны».
Всем, кто любит советское кино, ностальгирует по прошлому, советуем сходить на новую выставку. Советского шампанского, наверное, уже не нальют, но и без него там атмосферно.

