На территории опустевшей военной части Карелии творилось неладное

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 30 мая в 2003 году

​Экологическая катастрофа в Медвежьегорском районе потребовала срочного вмешательства властей. Специально созданная комиссия, в которой приняли участие представители МЧС, военные, депутаты отправились на место брошенной воинской части, чтобы на месте оценить ситуацию. Журналисты не стали ехать вместе со всеми, отправились добывать сведения самостоятельно.

На территории бывшего армейского склада вооружения и средств радиационной, химической и биологической защиты было тихо. И все же небезопасно. За год до этого оттуда ушла воинская часть. Технику вывезли, остальное оставили, поставив нехитрую охрану. Меньше чем за год благоустроенная и благополучная военная часть превратилась в мертвую зону.

«Как машины отправили, как технику отправили – там гребли кто попало, никто не следил», - рассказывала встреченная пожилая местная жительница.

Дети рассказывали, что выносили оттуда дымовые шашки. Недавнее происшествие всерьез напугало местных: «Дышать было нечем. Мы думали, что дом где-то горит. Бежали с Галей скорее – а там в сараях горят то ли колеса, то ли что…»

Выяснилось, что жгли на территории части не только колеса. На территории склада оставались и кое-какие химикаты. И хотя никто из местных с симптомами отравления в районную больницу не обращался, врачи заранее начали беспокоиться.

«Были зарегистрированы случаи, когда подростки подбирали там и взрывчатые вещества, и серную кислоту. Они там могут докопаться вообще до чего угодно, в том числе и до отравляющих веществ. Могут и сами пострадать, и все это может попасть в почву, в воду»,

- заявила Софья Анищенко, заместитель главврача Медвежьегорской ЦРБ.

Та часть была расположена на возвышенности. С одной стороны холма был виден весь город. С другой – жилой поселок и озеро с питьевой водой. Проникнуть на территорию части журналистам не составило труда. И сразу же у забора под ногами валялось много всего интересного. Журналистка нашла пакет с порошком для «дегазации обмундирования». Сам по себе этот порошок безвредный. А при горении образует дым, который вызывает галлюцинации. Сразу за казармами валялись бутылки с метанолом. Это яд. Дальше валялись проржавевшие бочки с дихлорэтаном. Военные медики предупредили, что при горении он образует боевой газ – фосген. Впрочем, бывший командир части Александр Полубняк утверждал, что он не более вреден чем любой другой растворитель: «Дихлорэтан, как ядовитое вещество, вреден в определенном масштабе, влияет на все органы, так скажем. Но данный тип, который тут находится, хранится уже больше 30 лет здесь, в открытом виде, он не представляет практически опасности. Только если принять его внутрь. В больших количествах».

Александр Полубняк отрицал обвинения в том, что военные пытались уничтожать химикаты прямо там, на территории части: «Мы не сливали. Были тут несанкционированные поджоги. Но мы не занимались подобными вещами. Просто было недостаточно охраны». Последствия халатности военных еще предстояло оценить. Несмотря на то, что оставшиеся химикаты собирались вывозить, необходимо было сделать анализ почвы и воды. Но как выяснилось, специальной токсикологической лаборатории в республике не было. А дело это дорогостоящее. Так что комиссия, которая наведалась в часть, рекомендовала Министерству обороны взять пробы и провести анализ.

Педагоги и воспитанники Детско-юношеского центра на площади Кирова устроили концерт, приуроченный к 85-летию системы дополнительного образования. Несмотря на хмурый день участники концерта сумели завести публику. С юными дарованиями, которые в тот день пели и плясали для зрителей, работали специалисты из Детско-юношеского центра. Его директор Сергей Воздвиженский пояснил: «У нас три кафедры. Первая кафедра – творческого воспитания, это все то, что вы сейчас на сцене видите, вторая – разных общественных организаций, и социально-реабилитационных программ». Каждый ребенок в нашем городе имеет право на дополнительное образование.

«Детско-юношеский центр находится по всему городу и даже за городом, - улыбался Сергей Воздвиженский. – Но офис его – на улице Петрова, на Ключевой. А так – во многих школах разных районов города наши преподаватели работают. Приглашаем всех!»

Занятия в том центре помогали детям раскрыть свои творческие возможности, найти дело по душе и даже сделать выбор в пользу своей будущей профессии. Главное, что дети всему учились охотно и без принуждения, так как делали свой выбор сознательно.

Таким было 30 мая ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2003 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.