24 октября 2021, 20:36

Лишь бы не у нас. В Прионежье не оценили идею построить мусорный завод

Власти попытались объяснить, чем будет хорош мусоросортировочный комплекс возле Орзеги

Текст: Георгий Чентемиров

В четырех километрах от берега Онежского озера скоро должен появиться мусоросортировочный комплекс. Он расположится на территории площадью 13 гектаров вплотную со старой свалкой возле Орзеги. И местным жителям эта идея ожидаемо не нравится.

Об этом они прямо заявили в ходе общественных обсуждений, которые прошли 22 октября в селе Деревянное. Время, по мнению некоторых граждан, было выбрано неудачное: утро буднего дня. Поэтому людей пришло немного. Но авторам идеи от этого было не легче – объясняться пришлось по полной программе.

 

От участка, на котором расположится комплекс, до ближайшей населенной зоны – Птицефабрики – около двух километров, до Онежского озера – четыре километра. Недалеко и Орзега, и Деревянное. Еще до начала слушаний замминистра природных ресурсов Алексей Павлов объяснил журналистам, почему комплекс (в анонсе мероприятия его назвали экотехнопарком) хотят построить именно здесь.

«Более пятидесяти процентов ТКО республики образуются в Петрозаводске и агломерации. Возить мусор в другое место – это приведет к удорожанию услуг. Кроме того, это решение было одобрено большинством жителей Карелии»,

– сказал чиновник.

По оценкам Минприроды, сейчас в республике ежегодно образуется 200 тысяч тонн мусора. Весь он будет привозиться сюда, на мусоросортировочный комплекс, мощность которого рассчитана примерно на этот же объем. После того как комплекс будет введен в эксплуатацию, власти планируют прекратить использовать все карельские свалки, в том числе свалку в Орзеге. Сейчас в Карелии существует 18 крупных свалок (это не считая несанкционированных). Их общая площадь составляет более 180 гектаров. Мусор лежит на земле, отравляя все вокруг. Экотехнопарк, по замыслу чиновников, должен решить данную проблему. Комплекс спроектирован так, чтобы фильтрат от сотен тонн мусора не просачивался в землю.

 

Строить комплекс будет компания «МЦЕ Инвест Рус», с нею подписано концессионное соглашение. Портал «Петрозаводск говорит» уже писал про эту фирму,  про нее делали расследования и наши коллеги. Руководитель компании – Владимир Кванин. С 19 сентября он не только предприниматель, но и депутат Законодательного собрания Карелии.

Основные претензии местных жителей и экоактивистов свелись к следующему. Во-первых, их смутило намерение концессионеров производить в Карелии RDF-топливо. Его изготавливают из сухого мусора, который невозможно повторно использовать. И это далеко не самый экологичный вид топлива; например, в общую массу могут попадать батарейки, градусники, ПВХ и прочие откровенно ядовитые отходы. Кроме того, сама идея делать из мусора топливо противоречит принятому в цивилизованном мире стремлению повторно использовать сырье и материалы.

Во-вторых, изучившие документ активисты обратили внимание, что из концессии пропала многообещающая технология Hardferm. Ее успешно применяют в Финляндии. Заводы Hardferm позволяют превращать органические и часть неорганических отходов в грунт и биогаз, причем сама переработка безопасна для окружающей среды.

Иными словами, производство экологичного биогаза вытеснилось производством не слишком экологичного RDF-топлива.

Владимир Кванин пояснил, что включить в концессию обе технологии оказалось невозможно. Против этого выступил Госкомитет по ценам и тарифам.

– Мы полгода бились. Но комитет по ценам и тарифам нас убедил, что федеральное законодательство не позволяет совмещать эти две технологии, объединять их в одном концессионном соглашении, – заявил Кванин.

 

При этом предприниматель пообещал, что биогазом все равно заниматься будут, но параллельно с основным проектом. По оценкам разработчиков, 19% отходов пойдет именно на биогазовую станцию.

«Биогазовая станция будет обязательно. У нас железная договоренность и обязательства перед правительством, которое настаивало на этом, – сказал Кванин. - Еще 38% мусора ждет вторичное использование, столько же пустят на производство RDF-топлива».

Кстати, из этих показателей следует, что для захоронения остаются жалкие 5 процентов мусора. Между тем в начале обсуждения Владимир Кванин называл другие цифры: 80 процентов отходов – на переработку, 20 процентов – на полигон.

Чиновники и бизнесмены божатся, что использовать RDF-топливо на территории Карелии не собираются, а будут продавать в Европу и Китай. Но участники слушаний потребовали вовсе отказаться от его производства. Однако и чиновники, и концессионеры были непреклонны. Они поставили экоактивистов перед выбором: либо эти 38 процентов мусора будут превращены в топливо и увезены за границу, либо просто закопаны в Карелии, потому что повторно их использовать невозможно.

 

Обещание вывозить RDF-топливо за пределы республики участники слушаний тоже восприняли с недоверием. Граждане опасаются, что токсичное топливо со временем начнут сжигать в котельных. Присутствовавший на встрече представитель Минстроя заявил, что это попросту невозможно: котельные не имеют соответствующего оборудования. Впрочем, активисты предположили, что это лишь вопрос времени.

– По логике, будет решение создать здесь производство по сжиганию. Сегодня говорится, что этого не будет, но логика подсказывает, что если у нас есть производство, то в дальнейшем можно сжигать здесь. Может быть, на цементном заводе, может, еще где-то, – сказал ученый и депутат Петросовета Дмитрий Рыбаков.

 

Алексей Павлов обещал, что к 2024 году Карелия перейдет наконец на раздельный сбор мусора. Если точнее, отделять от общего объема отходов будут лишь органику. Все остальное будет отправляться в Орзегу – и сортироваться уже там. Услышав это, экологические активисты донесли до сведения концессионеров очевидный факт: любая сортировка на заводе крайне неэффективна. 190 тысяч тонн в год – это 520 тонн в день, и качественно обработать такое количество мусора просто невозможно.

«Даже если бы сортировка была автоматизированная, общемировая практика показывает, что невозможно из общей массы отходов достать те проценты, о которых вы говорите»,

– сказала один из руководителей проекта «Сбормобиль» Екатерина Виноградова.

Чтобы отходы повторно использовались и перерабатывались в каких-то достойных объемах, их нужно разделять с самого начала. Но этого, кажется, делать никто не планирует. И можно предположить, что неотсортированный мусор уйдет либо в землю, либо – в то самое RDF-топливо.

Никакие доводы не убедили местных жителей в необходимости строить под Орзегой мусоросортировочный комплекс.

«Почему из всей нашей огромной территории выбрана именно станция Орзега? Я не хочу наблюдать трубы в двух километрах от моего дома. Неужели нельзя в другом месте поставить? Или все-таки вы ориентируетесь на то, что там идут железнодорожные пути и со временем будет подвоз из других регионов?»

– спросил житель станции Сергей Кручинин.

Замминистра Алексей Павлов ответил, что возить мусор из других мест запрещено территориальной схемой. Но и это, по мнению активистов, со временем может измениться.

Предложения по проекту будут приниматься до ноября. Непонятно, на что это может повлиять: все предложения и замечания жителей «отбивались», и готовность к диалогу организаторы встречи демонстрировали только внешне. Их оппоненты, однако, придерживаются той же стратегии. Основной двигатель народного возмущения – недоверие к власти. И, надо сказать, родилось оно не на пустом месте.