19 февраля 2019, 08:00

Дети в Петрозаводске смогли начать лечение в гораздо лучших условиях

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 19 февраля в 1999 году

В конце 1998 года пресса только и делала, что писала о противостоянии жителей Соломенного и властей, которые собирались разместить в поселковом профилактории «Хвойный» противотуберкулезного диспансера. Они даже дороги перекрывали и по ночам у стен дежурили, чтобы не допустить такого поворота событий. Негодования соломенцев несколько затянули переезд детского отделения диспансера в стены профилактория. Решимости местным жителям придавал тот факт, что, по их мнению, помещение больных туберкулезом в зону относительно здорового населения противоречит всяким санитарным нормам.

На своем мнении граждане настаивали бурно, но заведующая детским отделением диспансера Л.Ф.Смирнова пояснила: «Видимо, эта шумиха была все-таки от незнания того, что это за болезнь. Я считаю, что бояться надо не туберкулезной больницы, не самих больных, которые находятся на лечении. Никто же не гарантирует, что в самом поселке Соломенное есть люди, которые ездят в том же общественном транспорте, бывают в общественных местах, магазинах, сберкассах. Кто застрахован, что рядом с вами в очереди бациллярный больной, который выделяет палочки? Но самое-то страшно, что он неизвестен и диспансеру!»

Количество таких больных, не состоящих на учете, зачастую даже не подозревающих о своем недуге, в 90-е годы увеличилось. Медики объясняли это тем, что туберкулез — одна из тех болезней, которая особенно прогрессирует в результате всех наших социальных проблем. Что касается маленьких пациентов, то это еще и родительское пьянство, семейные скандалы и полное равнодушие взрослых к своему (многие из них сами болели туберкулезом), да и к детскому здоровью. «Один из ученых сказал: туберкулез — это заболевание, которым, так сказать, надо умудрится заболеть. Это заболевание — слезы, выплаканные вовнутрь! Смотрите, какое мудрое высказывание. Они к нам поступают такие маленькие, им нет 3-4 лет, а они уже рассуждают, как старики. Порой поражаешься: вроде бы ребенок, откуда такая мудрость. Мудрость от жизни, их жизнь заставляет», - сказала заведующая.

Спустя два месяца после бесчисленных пикетов и возмущений детское отделение диспансера все же перебралось в «Хвойный». Обосновалось здесь довольно быстро и легко. Условиями врачи и пациенты были более чем довольны, так как новое здание позволило размещать по двое человек в одной палате. В довоенном здании на Гоголя, где несколько десятков лет располагалось детское отделение до переезда, такая роскошь и не снилась. А между тем, с учетом характера болезни, чем меньше больных в палате, тем лучше. Сами пациенты лечились и там, и тут, поэтому имели возможность сопоставить условия: «Здесь лучше, чем в других больницах. Там по 5-6 человек в палате. В некоторых по 8 есть. Один туалет и один душ на все отделение». Немаловажная деталь для туберкулезных больных — это заоконный лес, который окружает здание и является территорией «Хвойного». Удаленность здания от города это и преимущество, и в то же время неудобство для медицинского персонала. Но по мнению медиков, все большее число лечебных учреждений постепенно выберут загородное расположение: «Город растет, расширяется. И однозначно, что не все учреждения будут находиться в центре на Ленина, Гоголя и так далее». Видя неизбежность переезда туберкулезных детей в эти места, местные жители громко возмущаться перестали. Многие из них даже устроились туда на работу. Таким образом, детское отделение открыло новые рабочие места в этом отдаленном районе. А на угрозы побить стекла и на желающих до конца не сдаваться, наверное, подействовала та самая истина, которую изрек младенец — если уж лечиться, то в нормальных условиях.

А в автоцентре, что на улице Мерецкова, министерство социальной защиты республики и председатель правительства РК исполняли часть давно обещанной социальной программы «В помощь инвалидам». 24 новеньких ВАЗа «Ока», адаптированные в автоцентре для водителей-инвалидов, были переданы по назначению. Подарок был предусмотрен целевой социальной программой. Средства на последнюю были направлены в том числе и от продажи известного реликта — немецкого самолета «Брюстер», найденного в прошлом году на дне озера в Сегежском районе. Самолет был продан, а вырученные от продажи средства были направлены на приобретение машин для инвалидов. А также восстановление мемориальных кладбищ, братских могил и военных захоронений. Стоявшие тут же другие средства передвижения, а именно инвалидные коляски, приобретались уже на иные деньги. 87 колясок закупили органы соцзащиты за счет реализации специально выделенного на эти цели правительством леса. Оповестив всех, что эти машинки отнюдь не королевский подарок, глава правительства сообщил, что «Ока» для инвалидов, среди которых были три участника Карельского фронта, будет поступать в течение первого полугодия 1999 года. Ну а что касается адаптации машины, то автоцентр это делал в соответствии с федеральным проектом сервисного обслуживания реабилитационной техники и специальных автомашин для инвалидов.

Таким было 19 февраля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.