Убирать зимой Петрозаводск будут по старинке
На этой неделе синоптики прогнозировали холода на севере Карелии до минус 11 градусов. Первый снег в тех краях уже выпадал. Неделя или две — и зима дойдет до Петрозаводска. Готов ли город к зимней уборке? И не планирует ли мэрия Петрозаводска
какие-нибудь новшества в этой сфере?
— Мы собираемся в ближайшее время привлечь к уборке города одну, но серьезную компанию, — заявила в интервью СМИ градоначальник Галина Ширшина.
По ее словам, появлению такой компании поспособствуют новые условия муниципального контракта: он будет заключен сроком на три года, и на него будут выделены немалые деньги (если исходить из сегодняшних расценок, речь идет как минимум о 360 миллионах рублей в год. — Прим. ред.).
Мы уверены, что сумма контракта привлечет крупную компанию с мощной производственной базой,
— пояснил в разговоре с нами логику своего начальства руководитель управления ЖКХ администрации города Дмитрий Баженов.
Ну а для контроля чиновники обещают разработать защитный механизм — прописать четкие условия расторжения контракта. Помогут ли эти меры спасти столицу Карелии нынешней зимой от сугробов?
Дежавю
Ставка на одну единственную компанию, которая будет убирать Петрозаводск, выглядит странно. Ведь в истории города такое уже было.
Когда столицей Карелии управлял Николай Левин, городские дороги и проезды обслуживались одной-единственной компанией — «ДЭУ-сервис». Другим фирмам вход был закрыт, так как в одном лоте были объединены уборка всех городских дорог, содержание мостов, уличного освещения и так далее, а залог для обеспечения контракта составлял 30 млн. руб. (не каждая фирма найдет такую сумму. — Прим. ред.).
Mощная производственная база у этого частного предприятия появилась благодаря городу. Фирма брала городскую технику в аренду у муниципального предприятия «ДЭУ». А это около 100 единиц техники! Правда, во время снегопадов, по заверению чиновников, на дороги выходило не более 30 машин. Воочию горожане наблюдали на улицах не более 3-4 снегоуборщиков, да и то они появлялись три дня спустя после снегопада. Короче говоря, город убирался из рук вон плохо.
Горожане тогда задавались вопросом: куда деваются те самые большие деньги из бюджета? Частично ответ на этот вопрос дала Генеральная прокуратура РФ, которая в 2012 году проверила работу муниципального предприятия «ГорДЭУ» и компании «ДЭУ-сервис». Проверка выявила интересные связи между чиновниками и бизнесменами. А также некоторые приемы их совместной деятельности, такие как искусственное завышение стоимости работ и, наоборот, занижение стоимости арендованной техники. Было и такое, что город оплачивал невыполненные работы...
Кстати, как сообщил газете «П» руководитель управления ЖКХ администрации города Дмитрий Баженов, эта техника, закупленная на бюджетные деньги, до сих пор сдается в аренду. Правда, кому, он не уточнил. Не старые ли игроки хотят выйти из тени?
Одни и те же грабли
Стоит отметить, что еще год назад мэрия Петрозаводска была против монополии одной компании в сфере уборки города. Так прошлой зимой — с января по апрель — снег в Петрозаводске убирали две компании: «Ленстроймонтаж» и «Северо-Западное СМЭУ». Правда, к ним также возникло немало нареканий, даже несмотря на то что зима была малоснежной. Галина Ширшина уже тогда говорила о расторжении контракта, но ничего сделать не смогла, так как процесс этот не простой.
Помните, например, чем закончился суд по расторжению контракта с маршрутчиками в арбитражном суде? Победой последних. Ну а если бы частные перевозчики проиграли, то где бы мэрия взяла столько автобусов в одночасье, чтобы организовать нормальное движение общественного транспорта?
Иными словами, то же самое нас ожидает и с крупной компанией, если она будет «халявить». Повлиять на нее будет очень сложно, тем более что у монополиста появится хорошая возможность шантажировать мэрию в случае чего невыходом на работу. Маршрутчикам же это сошло с рук. То есть приход крупного подрядчика не дает городу козырей в контроле над качеством уборки.
Альтернатива
А может, стоило бы пойти совсем другим путем? Не укрупнять контракт, а, наоборот, раздробить его на много отдельных лотов, разделив город на небольшие сектора? Тогда в конкурсе смогли бы участвовать управляющие и строительные компании города. А они, как нам удалось узнать, с радостью взялись бы за эту работу. Так, в одной из фирм, которая предоставляет технику и специалистов строителям, нам сказали, что готовы убирать целый год прилегающие территории к их офису бесплатно, чтобы показать, как можно работать. Но с условием, что на следующий год с ними будет заключен контракт.
В этом случае контракт, заключенный администрацией города с подрядчиками на длительный срок (минимум на три года) пришелся бы как нельзя кстати. В этом случае управляющие и строительные компании могли бы приобрести новую технику в кредит или в лизинг и за время исполнения контракта расплатиться за нее.
Кстати, по такой технологии убираются улицы в Европе и Америке. При этом к участию в конкурсах и аукционах допускают и частных предпринимателей, что у нас запрещено законом. Если вы спросите в Финляндии: «Кто убирает эту улицу и этот двор?», то вам сразу скажут: «Мистер Виртанен». «А если он не выйдет на работу?» — поинтересуетесь вы. Вам не задумываясь ответят: «Ему не заплатят денег, ему придется продавать трактор, чтобы выжить, а вместо него появится Корхонен. Бизнес-то прибыльный». Вот и весь контроль.