12 октября 2011, 10:40

Привокзальная превратится в "оазис благополучия"?

Городские власти не против сдать площадь Гагарина в аренду железнодорожникам

Октябрьская железная дорога изъявила желание взять в аренду привокзальную площадь нашего города.

- Это позволит превратить ее в «оазис благополучия», заявил начальник предприятия Виктор Степанов во время рабочего визита в Петрозаводске. - На площади появится новое покрытие, автостоянки, фонтаны, зеленые насаждения. Все это будет сделано в едином архитектурном ансамбле с вокзалом и стоящими на площади Гагарина домами.

Такая практика уже опробована в Москве, где мэр города охотно отдал в аренду РЖД все привокзальные площади и в результате с них исчезли бомжи, безобразные торговые ларьки, они стали любимыми уголками отдыха для приезжих и самих горожан. Кроме всего прочего, благодаря этому проекту в 10 раз уменьшилась привокзальная преступность.


- В том-то и дело, что это не только вопрос благоустройства, но и безопасности, транспортной и обычной, уличной, - заметил Виктор Степов. - Вот почему мэры городов и главы регионов охотно сдают в аренду привокзальные территории. Договоренность об этом уже достигнута в Мурманске. Соответствующее письмо направлено и в правительство нашей республики.

Любопытный проект есть у РЖД и по поводу реконструкции Петрозаводского вокзала. В три ближайших года будут реконструированы пассажирские платформы, на них будут установлены защитные ограждения, а на привокзальной площади появятся специальные пандусы для передвижения инвалидов-колясочников.

Но возможен и куда более грандиозный вариант реконструкции. Недавно РЖД начало переоборудовать ряд российских вокзалов в большие транспортно-пересадочные узлы, подобные тем, которые существуют в Европе. Они предусматривают возможность не только железнодорожного, но и автобусного и даже морского (где это возможно) сообщения, имеют свои гостиницы и торгово-развлекательные центры. В качестве пилотных проектов уже выбраны вокзалы Санкт-Петербурга (Московский, Ладожский, Балтийский, Витебский), Твери, Ростова, Ярославля. Проектную документацию для них разрабатывают английские фирмы.


- Подобный проект можно осуществить и в Петрозаводске. Но все здесь зависит, опять же, от пожелания правительства республики, поскольку средствами РЖД здесь не обойтись, надо привлекать деньги частных инвесторов, - сказал Виктор Степов.


Что же думают по этому поводу городские чиновники?


- Отдать привокзальную площадь в аренду РЖД — идея хорошая, особенно если нам обещают дальнейшее благоустройство, - говорит главный архитектор города Владислав КУСПАК. - Но железнодорожники в первую очередь озабочены вопросом безопасности прилегающих к вокзалу территорий. Это значит, что они будут перекрыты для свободного доступа. Между тем, у нас в городе так исторически сложилось, что через вокзал люди ходят на Перевалку и Древлянку. Как сохранить возможность этих пеших переходов? Еще мы бы настаивали на том, чтобы на площади обустроить дополнительную автостоянку. Имеющихся там парковочных мест явно недостаточно. В общем, надо думать о том, как сочетать интересы железнодорожников с интересами горожан.


Профессор архитектуры, член Российской академии наук Вячеслав Орфинский также не видит в этом глобальной проблемы:


- Если РЖД возьмет на себя ответственность за прилегающие к вокзалу территории, будет наблюдать за ними, поддерживать чистоту, - это только всем на пользу. Главная наша беда — это отсутствие ответственности. Ну, а если железнодорожники надумают на привокзальных территориях что-то строить, как-то благоустраивать их, достаточно, чтобы проекты были согласованы с мэрией, с архитектурным советом города. Тут самое важное — сохранить архитектурный ансамбль привокзальной площади. Все новостройки должны сочетаться с  уже существующими домами. И такие «мелочи», как новые клумбы или лестницы - тщательно вписаны в ландшафт этого уголка города.