21 января 2015, 07:45

Полеты не во сне, а наяву. В Лахденпохском районе прошла автогонка «Карелия-2015».

<p>49 участников, заряженные авто, скоростные допы и отчаянные болельщики</p>

Лахденпохцы уже привыкли трижды в год видеть на своих дорогах с ревом проносящиеся автомобили с «пропиской» самых разных регионов: Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Тольятти, Екатеринбург, Казань (и этот список далеко не полный).

По общему признанию раллистов, Лахденпохский район – это мекка российского автомобильного спорта. Вот уже 20-й год один летний и два зимних этапа чемпионата и кубка России проводятся именно здесь.

Неизменный комментатор всех раллийных гонок на карельской земле Игорь Апухтин, он же один из руководителей автомобильной федерации Петербурга, всякий раз признается в любви к лахденпохским дорогам.

Так было и на этот раз, когда 16 января он объявил о старте I этапа чемпионата России по авторалли, который проходил в минувшие выходные в Лахденпохском районе. Чемпионская гонка соседствовала и с кубковыми этапами России, Северо-Западного округа и Карелии, но главный интерес представляли, конечно, боевые машины, заявленные в чемпионате. Таких экипажей на этот раз было 49. Обычно их бывало и больше, но участие в чемпионате – удовольствие не дешевое, и нестабильность валютного рынка в очередной раз дала себя знать.

Все на доп
Надо сказать, что за 20 лет в Лахденпохском районе сформировался весьма многочисленный «клуб» любителей автогонок, которые знают об этом виде спорта все и ни в коем случае не упустят случая понаблюдать за ярким зрелищем борьбы, которая разворачивается на трассе.


В первые годы, когда ралли было для лахденпохцев в диковинку, на старте вокруг подиума и от него вдоль главной улицы города, по которой проносились гонщики, скапливались многочисленные любопытные. Но со временем зеваки на старт ходить действительно перестали, а вот настоящие любители и ценители переместились на трассу, где с замиранием сердца теперь ждут прохождения гонщиками специализированного скоростного участка (СУ), на профессиональном языке – допа (устаревшее название специального (скоростного) участка раллийной трассы, сокращение от термина «дополнительные соревнования»).

И если по дорогам общего пользования гонщики едут, соблюдая правила дорожного движения, то на допе они показывают всю свою мощь. Например, на нынешней гонке один из победителей признался, что в какой-то момент его спидометр показывал 215 км в час! Для допов выбираются дороги между поселками, и за час до прохождения первой машины (открытия допа) дорога перекрывается, о чем заранее идет оповещение через средства массовой информации. Вот на такой доп и собираются любители. И, чтобы иметь преимущество в выборе места, самые заядлые ценители гонок приезжают на доп часа за три до его открытия. Как было, например, с Антоном, который на второй день соревнований прибыл на один из допов еще далеко затемно.

– Зато моя позиция самая выигрышная, – с удовлетворением говорит он. – Потом уже на нашем зрелищном повороте собралось человек 300 зрителей.

На вопрос, что же такого любопытного в этих проносящихся машинах, отвечает:
– Мне интересно как водителю. Вроде ты по этим дорогам ездишь каждый день, знаком с каждой рытвиной, а вот посади меня сейчас в гоночную машину,  так не проеду я даже и близко, как они! Хоть и знаю, что встречная машина не грозит. Интересно чувствовать всю эту атмосферу азарта и адреналина.

Штурман, не зевай!
За правильность прохода участка отвечает штурман, у которого на руках подробное описание допа. И он дает команды пилоту, куда сворачивает дорога, когда спуск, когда подъем. Так что результат зависит и от мастерства пилота, и от корректной работы штурмана. На этой гонке был случай, когда штурман дал неправильную команду, и машина, не вписавшись в поворот, улетела в снег.


Протяженность нынешней гонки составила 408 км со 126 километрами спецучастков. Всего допов было шесть, каждый из которых гонщикам нужно было пройти дважды. Организаторы стараются организовать допы так, чтобы их прохождение требовало от участников соревнований максимум мастерства. А лахденпохские дороги всеми этими каверзами обладают с избытком, поэтому могут предоставить в изобилии всевозможные виражи и спуски-подъемы. Малейшая ошибка – и машина улетит в лучшем случае в кювет, а бывали случаи пожестче.

Нынешняя январская гонка усугубилась тем, что морозная погода резко сменилась оттепелью и дороги были не только вчистую ледяными, но еще и мокрыми.

Тем приятнее сообщить об успехе земляков из Петрозаводска: экипаж Ильи Комиссарова и Виктора Дивака  (на снимке справа) завоевал золото в кубковой гонке в классе «Стандарт». Из 15 экипажей, стартовавших в этом классе, к финишу пришли только семь, первыми из которых и были петрозаводчане на своем Mitsubishi Lancer EVO 5.

Мы побеседовали с ребятами после церемонии вручения наград. Они гоняются уже третий сезон и не пропустили ни одной карельской гонки. В прошлом году, например, стали обладателями Кубка Карелии. Оказалось, что Виктор, несмотря на свою молодость, гонщик с 10-летним стажем, начинал лет в 12-13 с гонок на карте. В 2009 году он единственный из карельских картингистов принимал участие в чемпионате мира в Милане и стал его бронзовым призером. Потом увлечение картингом плавно переросло в раллийный спорт.

Добавим, что в гонке в качестве штурмана одного из экипажей принимал участие и дизайнер нашего интернет-портала «ТВР-Life» Александр Коробов. В итоге экипаж Андрея Давыдова и Александра Коробова занял шестое место.
Что касается победителей I этапа чемпионата России, то они были, разумеется, в каждом классе машин.

Абсолютными победителями 1 этапа чемпионата Росси стали Вадим Лелюх и его штурман Александр Даниловский из Петербурга на Mitsubishi Lancer Evo-9. В абсолютном зачете проходившего параллельно третьего этапа Кубка России победу одержал петербургский экипаж Алексея Негоды и штурмана Кирилла Ясюкова на таком же автомобиле Mitsubishi Lancer Evo-9. Открытый кубок Карелии тоже выиграли представители северной столицы: Андрей Петухов и Сергей Горюнов на Honda Civic.

Приладожье ненадолго прощается с большими гонками. Уже 27-28 февраля в соседнем Сортавальском районе пройдет ралли «Яккима-2015».

Надежда Гонгелева, специально для ТВР-Life из Лахденпохьи

Фото автора и Марии Гонгелевой