16 января 2014, 15:27

Когда дорогу от Медвежьегорска до Вологды доведут до уровня "Кола"?

С 1 января 2014 года эта трасса стала федеральной. Ждать ли кардинального ее изменения когда?

Автодорога «Вологда – Медвежьегорск» переходит в федеральную собственность. О включении ее с 1 января 2014 года в перечень федеральных дорог стало известно на прошлой неделе: соответствующее постановление принято правительством России. Ждать ли кардинального изменения качества дороги и когда?

Хорошая новость

Решение это готовилось уже давно. Власти и Карелии, и наших соседей, Вологодской области, обращались в Росавтодор с предложением о передаче в федеральную собственность дороги от Вологды до Медвежьегорска. Предложение было поддержано и президентом страны во время его встречи с главой РК Александром Худилайненом в конце 2012 года.

Теперь решение принято. И это, конечно, хорошая новость для нас. Во-первых, потому, что те средства, которые выделялись республикой для содержания и ремонта трассы от Медвежьегорска до границы с Вологодской областью отныне будут направлены на обслуживание других карельских дорог. А во-вторых, появилась надежда на качественное улучшение, и даже, может быть, на реконструкцию трассы, проходящей по ту сторону Онежского озера, поскольку иной статус дороги означает иные нормативы содержания и ремонта, иной  уровень финансирования – в разы бóльший, чем может «позволить себе» дорожный фонд Карелии. Означает ли это, что уже в скором времени у нас появится еще одна трасса, подобная «Коле» или «Сортавале» (она идет от Санкт-Петербурга до Сортавалы и далее до Пряжи)? И когда ждать реальных изменений?

Всему свое время

Дорога из Медвежьегорска на Вологду через Пудож – важная транспортная артерия. За последние годы интенсивность движения по ней возросла. Речь идет об увеличении и грузоперевозок из Мурманска в центр России, и частного автотранспорта. А вот качество дороги пока оставляет желать лучшего, несмотря на то, что деньги выделяются и ремонтные работы ведутся. В частности, за счет средств республиканского дорожного фонда в 2012-2013 гг. был отремонтирован почти 30-километровый участок. Включение трассы в перечень федеральных дорог, безусловно, дает шанс к развитию автодороги. Но не все сразу.
Пока еще дорога находится в собственности республики.
– Постановление правительства России принято, – поясняет Алексей Марков, заместитель председателя Государственного комитета РК по транспорту. – Сейчас начинается процедура передачи имущества новому собственнику – дорога переходит в ведение Управления федеральных автомобильных дорог (Упрдор «Кола»). В их оперативном управлении уже находятся две трассы: Р-21 «Кола» на территории Карелии и Мурманской области и А-121 «Сортавала» на территории Карелии. Пока же – до момента передачи и подписания всех документов – дорога является региональной и содержится за счет средств республики. Процесс приема-передачи небыстрый, занимает, как правило, не один месяц. Очевидно, что новый собственник приступит к выполнению своих обязанностей уже по окончанию зимнего периода.
Более точную дату называют в управлении автодороги «Кола».
– Дорогу будем принимать с 1 мая, – говорит заместитель начальника Виктор Терентьев, – нам ведь тоже нужно время: для ее обследования, проведения торгов на ее содержание, заключения контрактов. Вот сейчас готовимся объявить торги. Что касается финансирования, то бюджетом оно уже предусмотрено.
По словам Виктора Николаевича, те, кто пользуются этой дорогой, увидят реальные изменения уже в этом году, а еще через пару лет изменения будут более существенными. Первым делом дорожники будут избавляться от «ямочности».
– Я же сам пудожский, и что представляет из себя эта дорога – прекрасно знаю, – рассказывает Виктор Терентьев. – Два года назад ездил в родную деревню – диски погнул. Хоть и знал, что дорога плохая, ям не избежал. Конечно, некоторые участки ремонтируют, но в целом лучше за это время трасса не стала.
Выпрямление извилистых участков дороги, освещение населенных пунктов, расположенных на ней, и даже проектирование и начало строительства в течение ближайших пяти лет участка дороги в обход города Медвежьегорска, – все это есть в планах. А вот как они будут реализовываться, зависит от бюджета. Теперь уже федерального.

По примеру «Сортавалы»

Как заметил Виктор Николаевич, в последнее время в стране очень много дорог приняли в федеральную собственность. Конечно, есть опасения, что денег на все может не хватить. Но пример с трассой «Сортавала» внушает некий оптимизм, пусть и осторожный. Несколько лет назад эта трасса была собственностью республики, но в конце 2008 года поменяла свой статус, став федеральной. Сегодня мы видим, как изменилась она с того момента. Это подтверждают и цифры. По информации федерального управления автомобильных дорог «Кола», за эти годы 176 км были отремонтированы, построено и реконструировано почти 66 км, на 5,5 км сделано освещение, капитально отремонтирован мост через залив Ладожского озера в Сортавальском районе.
– А в 2014-2015 гг планируются работы, которые позволят немного выпрямить дорогу на особенно извилистых участках и пустить ее в обход деревень Щеккила, Кутчезеро, Крошнозеро в Пряжинском районе, это 424-445 км, – добавляет заместитель председателя госкомитета по транспорту Алексей Марков. – То есть нельзя не заметить бурное развитие трассы. Уверен, что такое же ожидает в скором времени и дорогу от Медвежьегорска до Вологды.
Что ж, начало этому положено. Глядишь, и сбудется-таки обещание нашей власти довести эту дорогу за 3-5 лет до уровня трассы «Кола». Осталось немного подождать.

Все познается в сравнении
Артем Ларин:
– Я бы сказал, что дорога эта в удовлетворительном состоянии. Из Петрозаводска до Пудожа доезжаю за 4 часа. Есть плохие участки в районе поселка Челмужи, но явного безобразия как раньше, когда ямы были по 20 см, сейчас нет. Одним словом, эта дорога примерно такая же, как и все другие в Карелии, не имеющие статуса федеральной.
Юлия Шинакова:
– Дорога до Пудожа на 70 процентов идеальна и на 30 процентов – ужасна: ямки размером почти с волейбольный мяч, их так много, что не объехать.
Вера Николаева:
– Езжу в Пудож несколько раз в год. Нормальная там дорога, по крайней мере, не самая плохая в Карелии. Особенно если сравнивать, например, с суоярвской – вот где кошмар. Ну а раз уж сделают ее федеральной, так, может, расширят немного?


Автомобильная дорога «Вологда – Медвежьегорск» проходит по территориям Вологодской области и Карелии и связывает между собой дороги федерального значения М-8 «Холмогоры» и Р-21 «Кола».  Маршрут из Мурманска через Медвежьегорск, Пудож и Вологду в центральную часть России сокращает путь автомобилистам на 350 км.

Кстати
– Общая протяженность федеральных дорог, проходящих по территории Карелии, – 1053 км. Это 750,9 км трассы «Кола» и 302,4 км трассы «Сортавала». Для сравнения: дорог республиканского значения почти в 6 раз больше – 6755 км.

– В федеральную собственность могут перейти в ближайшее время еще две дороги: это подъезд к Петрозаводску от трассы «Кола» и подъезд к аэропорту в Бесовце. Все необходимые для этого документы были направлены правительством Карелии в Росавтодор, где предложение одобрили. Сейчас вопрос рассматривается в Министерстве транспорта России.
В качестве более отдаленной перспективы – дорога от трассы «Сортавала» до Вяртсиля. Но такая возможность еще только обсуждается.