Депутаты Петросовета хотят в два раза повысить стоимость проезда в городском транспорте
Будущее муниципального предприятия «Городской транспорт» в очередной раз рассматривалось на заседании контрольной комиссии Петросовета, которая состоялась 19 августа. Столь эмоционального обсуждения не было уже давно. Депутаты кричали, вскакивали из-за стола, звонили знакомым маршрутчикам и требовали от муниципальных чиновников «нарисовать» обоснование для повышения стоимости проезда в общественном транспорте.
Со стороны зрелище было настолько захватывающим, что мы решили рассказать об этом подробнее. Тем более что если предложение петрозаводских депутатов воплотится в жизнь, то многим горожанам придется всерьез задуматься о пеших прогулках либо, по совету депутата Дмитрия Макеева, прекратить поездки.
Чтобы маршрутчики не потеряли в деньгах
Обмениваться мнениями о том, как поступить с троллейбусным управлением, депутаты стали еще до начала заседания. Народные избранники говорили о том, что нужно срочно поднимать плату за проезд в троллейбусах, так как 15 рублей — неоправданно низкая стоимость проезда. Председатель контрольной комиссии Павел Сандберг заикнулся было о социально незащищенных группах населения.
- А пенсионерам ездить вообще никуда не надо, - быстро решил все проблемы депутат Дмитрий Макеев.
Его коллега Александр Анишин, который сам занимался транспортным бизнесом, потом «его продал и перекрестился пяткой», уверен, что цена на проезд в маршрутках должна быть в разы больше, чем в троллейбусах.
- Тогда у вас бедные пенсионеры будут ездить на троллейбусах, а кто может себе позволить, будет ездить на маршрутках. Но, чтобы маршрутчики не потеряли в деньгах, должна быть дороже цена. Вместо 10 человек по 20 рублей провезут по 40 рублей пятерых, - нарисовал Анишин возможные перспективы.
И нашим, и вашим
Курс на повышение платы за проезд в городском транспорте стал лейтмотивом заседания депутатской комиссии. Директор ПМУП «Городской транспорт» Максим Луньков рассказал, что предприятию, чтобы доработать до конца 2015 года, необходимо порядка 45 - 55 миллионов рублей. Общая сумма дотаций на 2015 год (около 130 миллионов рублей) была согласована еще в конце прошлого года, но предприятие получило лишь 71 миллион рублей. На апрельской сессии депутаты Петросовета отказались выделить запланированные средства, перераспределив их на другие цели. В ПМУП «Городской транспорт» вынуждены были поднять плату за проезд до 15 рублей. Но экономическую ситуацию это не спасло.
Себестоимость одной поездки в троллейбусе составляет 21 рубль. Другими словами, городской бюджет должен дотировать 6 рублей за каждую поездку.
За полгода троллейбусное управление перевезло 6,5 миллиона пассажиров. По словам Лунькова, предприятие уже задолжало за электроэнергию 4 миллиона рублей, а в начале сентября необходимо заплатить 12 миллионов рублей в Пенсионный фонд. Собираемых с маршрутов денег хватает только на то, чтобы закрывать самые необходимые статьи расходов. Луньков уверен, что в нынешней ситуации единственный выход - выделить троллейбусному предприятию обещанные дотации.
Депутаты, перекрикивая друг друга, требовали от Максима Лунькова и представителей городской администрации поднять плату за проезд. Так, по мнению народных избранников, можно легко и просто закрыть финансовую брешь муниципального предприятия.
- Вы рассчитывали, на сколько нужно поднять стоимость билета, чтобы эти 40 миллионов из городского бюджета не брать? - напирал Анишин. Максим Луньков пытался объяснить, что повышение стоимости проезда приведет к снижению пассажиропотока и в итоге предприятие не получит ожидаемого эффекта. Ведь конкурировать с частными автоперевозчиками муниципальному предприятию, которое работает «вбелую», оплачивая все налоги и социальные выплаты, нереально.
Клятвы бывшего маршрутчика
Депутаты «зашли» с другой стороны. Они предложили повысить проезд на маршрутках до 40-50 рублей, а в троллейбусах — до 20-25 рублей.
Заместитель мэра Елена Еремеева говорила, что администрация не может огульно поднимать тарифы для частных автоперевозчиков, которые должны предоставить экономическое обоснование своих затрат. По словам Еремеевой, в нынешнем тарифе зарплата водителей и так зафиксирована на уровне 30 тысяч рублей в месяц, тогда как, по информации налоговых органов, она составляет 14-15 тысяч рублей.
Сейчас тариф для маршрутных автобусов установлен в пределах 25 рублей. Правда, по 25 рублей ездить пока никто не решается, видимо опасаясь, что пассажиры пересядут на троллейбусы.
- Они не могут подтвердить фактическими расходами тариф в 35 рублей, - сказала Еремеева.
- Я не понимаю, вы где учились? Вы понимаете русский язык? Мне говорит представитель троллейбусного управления, что если они поднимут на три рубля билет, то все убегут к маршрутчикам. У вас маршрутчики просят 35 рублей. Вы им не даете. Так вы им дайте, - возмущался Анишин.
- На основании чего? - не понимала депутатской логики Еремеева.
- На основании того, что вот сидит перевозчик и говорит - дайте, - показывая на коллегу Сергея Дьяконова, заметил Александр Анишин. Такой поворот Дьяконову не пришелся по душе, и он поспешил откреститься от транспортного бизнеса.
Народные избранники, перебивая друг друга, стали спорить, как «нарисовать» экономическое обоснование.
- Я вам клянусь как бывший маршрутчик, любой маршрутчик вам хоть 100 рублей обоснует, - перешел на крик Анишин. Он при всех позвонил своему знакомому автоперевозчику, который подтвердил, что может обосновать повышенный тариф.
- Обоснование и рисование на бумаге — это две разные вещи, - заметила Еремеева.
- С маршрутчиками нужно провести просветительскую работу, чтобы они могли обосновать эти 35 рублей. Они могут нарисовать не автобусы 2006 года - рухлядь, которая старая, они нарисуют новые лизинговые машины и завтра все принесут 40 рублей. Это легко считается, - научил Дмитрий Макеев. По его мнению, нужно поднять до 40 рублей проезд в маршрутках и под эту марку повысить проезд в троллейбусах до 20 рублей. Были и другие депутатские предложения — установить в маршрутках проезд 50 рублей, а в троллейбусах 25 рублей.
Депутат Валерий Матвеев предложил установить максимальные тарифы как для троллейбусного управления, так и для частных автоперевозчиков.
- А рынок сам все отрегулирует, - считает он.
Дурость и обман
Еремеева напомнила депутатам, что недавно председатель Петросовета Геннадий Боднарчук призывал автоперевозчиков не повышать плату за проезд.
- Оставьте Геннадия Павловича, - забеспокоились депутаты, которым такой поворот явно не понравился. Возможно, председатель Петросовета, делая публичные заявления, высказывал свою личную точку зрения, которую его коллеги не поддерживают.
- Это все дурость и обман, - так оценил Макеев попытки администрации сдержать повышение цен на проезд в городском транспорте. По его мнению, это лишь загоняет троллейбусное управление в финансовый тупик.
Павел Сандберг поддержал коллег, предложив администрации выстраивать более тесные отношения с частными перевозчиками.
- Мы теперь приходим к тому, что нам надо в любом случае стоимость увеличивать? - уточнила Еремеева принципиальную позицию депутатов и получила утвердительный ответ.
Другими словами, в ближайшее время петрозаводчане могут столкнуться с перспективой катастрофического повышения платы за проезд. Сегодня немногие выдержат стоимость 40-50 рублей за поездку в маршрутных такси и 22-25 в троллейбусах. Самих депутатов, которые путались в ценах и признавались, что городским транспортом не пользуются, повышение вряд ли коснется. Менее состоятельным избирателям придется, видимо, либо, по рецепту Макеева, сидеть дома, либо передвигаться по городу пешком.
- Власть не бывает хорошей, заигрывать нельзя. Всегда будут люди, которые недовольны, это экономика, - пытался оправдать Сандберг необходимость повышения стоимости проезда.
К сожалению, никто из депутатов не вспомнил, что главная задача муниципального транспорта - не прибыль зарабатывать, а обеспечить транспортную доступность для населения. Недаром даже в экономически развитых странах общественный транспорт является дотационным и у представителей власти хватает ума понять, что рынок никогда все не отрегулирует.
Антонина Кябелева