08 декабря 2014, 12:24

Что скрывается за объявлениями о легком заработке в Петрозаводске?

<p>Что скрывается за объявлениями о легком заработке в Петрозаводске?&nbsp;</p>

Наверняка вы не раз видели объявления, наклеенные на дверях подъездов, столбах, примерно следующего содержания: «Работа в офисе. Опыт и возраст не имеют значения. Зарплата 30 тыс. руб.». Такие листовки кидают нам в почтовые ящики. А в одном только номере газеты «Все» я насчитала более трехсот похожих друг на друга объявлений. При этом люди, подающие их, изощряются, придумывая тексты едва ли не на каждую букву алфавита. Как вам нравится: «Простая работа для простых людей»? Телефоны же повторяются с завидной регулярностью. Так, на один из них было подано 17 объявлений. Кто набирает сотрудников в таком количестве? Корреспондент газеты «П» на собственном опыте проверила, что скрывается за объявлениями о легком заработке, которые в огромном количестве появляются на улице и в газетах.

Все дороги ведут в «Тяньши»

Я, по легенде нуждаясь в работе, позвонила по нескольким десяткам подобных объявлений. И везде получила примерно одинаковый ответ: «Оптовая компания в связи с расширением набирает новых сотрудников, подходите на собеседование в офис на Первомайском, 80».

У входа в указанное здание меня озадачила вывеска, на которой вместо названия компании значатся «Офис-центр» и время работы. То же самое и в подъезде у входа в офис компании, который также не претендует на определение современного. Много людей: сотрудниц, снующих из кабинета в кабинет, и собственно тех, кто пришел на собеседование. Кстати, побывав в итоге в нескольких кабинетах, я не увидела ни одного стационарного компьютера, в основном — маленькие нетбуки. Хотя вакансий «оператор ПК», если верить объявлениям, хоть отбавляй. После формального собеседования меня пригласили на трехдневное обучение.

Здание, в котором располагается офис, - на задворках города, а сама компания на вывеске не обозначена. 

Стать «золотым львом»

На первом занятии (народу собралось около 20 человек) нам рассказали о компании — «Тьенс», или «Тяньши», которая производит БАД и товары народного потребления. Особенно порадовал тот факт, что, по словам лектора, «Тьенс» является партнером ООН, МЧС России, Micrisoft, BMW и L’oreal. На втором речь шла о структуре и карьерной лестнице компании.

Сначала статус сотрудника определяется звездами. Набрав достаточное количество звезд, можно стать бронзовым, серебряным и даже золотым львом. А там и до пожизненной пенсии (очень внушительной) недалеко. При этом для повышения по лестнице необходимо делать товарооборот — сначала личный, потом групповой. Личный — это когда ты лично пополняешь глобальную копилку фирмы, в основном покупая товар, групповой — когда это делает «завербованная» тобой сеть сотрудников.

На третьем занятии мы узнали о продукции «Тяньши». Во-первых, БАД. Я не проверяла их действие, но, судя по нашим лекциям, они излечили множество родственников сотрудников от самых разных болезней. Есть и чудо-приборы. Например, озонатор. Им можно озонировать мясо в воде — чтобы «вытянуть из него синтетику», обувь изнутри — чтоб избавиться от запаха и грибка, и даже… кошку Еще один — тренажер, несколько минут нахождения на котором заменяют 5 км бега. Помимо этого, продаются и обычные бытовые средства. Вся продукция довольно дорогая.

Но самое интересное было на последних занятиях. Так, нам рассказали, что главной нашей обязанностью на первых этапах будет привлечение новых клиентов — с помощью объявлений, конечно — и приглашение их на собеседование. Таким образом, компания убивает двух зайцев: даже если человек не стал сотрудником, свою порцию рекламы на обучении он все равно получит. Чтобы стать сотрудником, надо заключить контракт — он платный, стоит около 500 рублей. Чтобы получить хоть одну звезду, нужно купить что-то из продукции. Чтобы иметь возможность получать процент с приглашенных тобой новых клиентов, нужно сделать личный товарооборот на 300 у.е. — около 13 тысяч рублей.

По тому же адресу проводится и диагностика организма - объявление на столбе дорожного знака

Брифинг, которого не было

Наконец, перед последним занятием мой наставник Лариса Викторовна предупредила: «Будет вести руководитель нашего офиса Татьяна Ермолаева. Занятие пройдет в форме брифинга, приготовьте вопросы». Лариса Викторовна даже не подозревала, как была близка к истине. Предполагая, что аудиенции в качестве журналиста у руководства я вряд ли добьюсь, я пришла со своими вопросами. По правде говоря, их осталось не так много, ведь весь механизм работы нам уже рассказали.

Меня интересовало несколько моментов. Во-первых, торгует ли компания биологически активными добавками в офисе или со склада и если да, то на каком основании. Ведь согласно СанПиН 2.3.2.1290-03 «Розничная торговля БАД осуществляется через аптечные учреждения (аптеки, аптечные магазины, аптечные киоски и другие), специализированные магазины по продаже диетических продуктов, продовольственные магазины (специальные отделы, секции, киоски)». Во-вторых, как объясняет руководство схожесть деятельности компании с финансовой пирамидой? В-третьих, правда ли, что деятельность «Тяньши» как компании прямых продаж в самом Китае запрещена?

На последнее занятие из нашей группы пришли только трое — я и две пенсионерки. «Она (наставник) мне вчера весь вечер названивала, чтоб я пришла», — делится моя напарница. Она тоже настроена скептически. Брифинга не было — Татьяна, девушка, которую нам представили как руководителя офиса, долго рассказывала о своих успехах, исцелении членов семьи с помощью БАД и пожизненной пенсии. Пришлось вклиниваться в ее монолог.

Законны ли продажи БАД и диагностика?

Татьяна уточнила, что клиент фирмы действительно без заключения всякого контракта может купить продукцию компании. Со склада. Причем если клиента привели вы, то получите свой процент.

— Но разве мы не нарушаем закон, по которому БАД нельзя продавать не в аптеках или специальных отделах магазинов? — спрашиваю я.

— Нет! Официальные представители, у которых есть контракт, имеют полное право продажи бад, — уверенно отвечает мне «названный» руководитель. Настолько, что я таки начинаю сомневаться.

— Я вчера читала закон. Там написано: «в аптечных…».

— …Или в специализированных офисных центрах, — дополняет меня руководитель. — Нам разрешена полностью продажа бад .

Представьте, столько офисов по всей стране. А как мы отчисления платим в налоговую по продаже бад ? Мы же пишем там все. Столько городов по России — нас бы уже давно прикрыли.

В СанПиН, конечно, про офисные центры не написано. Более того, в официальном постановлении Геннадия Онищенко от 20 мая 2009 г. №36 перечисляются нарушения, которые в нашей стране допускаются чаще всего по отношению к БАД. И одно из них — это розничная торговля БАД вне установленных упомянутым пунктом СанПиН объектов, в том числе путем дистанционной продажи и продажи через дистрибьюторов.

Под видом заинтересованного покупателя я также позвонила в «офис-центр» компании, расположенный на ул. Мерецкова, где подтвердили, что БАД я могу купить прямо там сегодня, но с оговоркой: «Сегодня вы сможете купить их по одной цене, а завтра она будет уже другая».

Кроме того, как нам рассказала Татьяна, фирма к тому же оказывает услугу по диагностике организма (рекламное объявление, заснятое нами на улице, также говорит об этом). Однако данные о лицензии фирмы «Тяньши», или «Тьенс», на проведение медицинской деятельности в Карелии в Сводном реестре лицензий Росздравнадзора по состоянию на 25 ноября 2014 года нам найти не удалось.

Финансовая пирамида или сетевой маркетинг?

Про пирамиду я также спросила не случайно. В нашей стране, в отличие от многих, закон о финансовых пирамидах до сих пор не принят. Хотя он активно разрабатывался в последнее время. Но в проекте закона, опубликованного 13 ноября 2012 г. на сайте «Российской газеты», есть определение финансовой пирамиды: «… юридическое лицо или объединение физических лиц, привлекающих на постоянной основе денежные средства физических лиц путем обещания имущественной выгоды, если выплаты или предоставление иного имущества лицам, производившим денежные взносы, осуществляются за счет денежных средств, полученных в виде взносов от иных лиц, за исключением юридических лиц, имеющих право в соответствии с законодательством РФ привлекать на постоянной основе денежные средства населения».

Специалисты отмечают большую схожесть понятий сетевого маркетинга и финансовой пирамиды. Примеры сетевого маркетинга — известные каждой девушке косметические компании. Принципиальной разницей между этими понятиями является наличие продаваемого товара: для маркетинга главное — продажи, для пирамиды — новые участники и их взносы.

— Что для нас как сотрудников важнее — реализовывать продукцию или приглашать людей? — спрашиваю у Татьяны.

— Лучше приглашать людей.

— Получается, это финансовая пирамида?

Татьяна, подумав немного, начинает рисовать треугольник: «Вершина — это президент, дальше — правительство, в основании — народ. Видите, это тоже пирамида!» — но этот аргумент не убеждает аудиторию. «Египтяне вообще такие молодцы: сделали пирамиды один раз в жизни — до сих пор деньги зарабатывают на этом!» — еще одна попытка. Мы вяло улыбаемся. Девушка, наконец, вспоминает: «В финансовой пирамиде нет товара, а у нас есть, значит, мы — сетевой маркетинг». Но приоритеты-то она уже озвучила ранее…

Вместо эпилога

Понятно, что на мой вопрос, запрещена ли деятельность «Тьенс» как компании прямых продаж в Китае (информацию я нашла в открытых источниках), Татьяна ответила шумно, шутя, но отрицательно. С аргументом: «Я серьезно говорю. Я в Китае сама была и видела все своими глазами» вообще трудно спорить.По реквизитам, указанным в той части договора с клиентом, которую мне удалось достать в фирме, я получила выписку из ЕГРЮЛ ФНС России. Если в договоре указана достоверная информация, то из выписки на 13.11.2014 видно, что учредитель российского ООО «Тяньши» — иностранное юрлицо «ТЬЕНС ГРУП ИНВЕСТМЕНТ КООПЕРАТИФ Ю. А» — зарегистрировано не в Китае, а в Нидерландах. Кстати, судя по тому же документу, основным видом деятельности «Тяньши» является производство глицерина, мыла, моющих, чистящих, полирующих средств. Объективности ради добавлю, что дополнительных видов деятельности там значится около 70. О той ли компании идет речь, в офисе которой мне довелось побывать, остается только догадываться. Во всяком случае, иной информации найти не удалось.

В общем, свой эксперимент я закончила тем, что попыталась выпросить домой бланк договора с компанией. Его, как мне сказали, выносить запрещено. Но в ответ на мое клятвенное заверение, что завтра приду оформляться, мне дали только вторую часть — с условиями и реквизитами. На этом моменте я решила остановиться, не вступая с фирмой в юридические отношения. Быть может, для кого-то из читателей, кто находится в поиске работы, мой опыт окажется полезен и он еще до собеседования решит — стоит ли ему иметь дело с «Тяньши».

А что думают специалисты по этому поводу. Их комментарии читайте в следующей статье. Следите за нашими публикациями.