11 апреля 2025, 08:00

Завод в глубинке Карелии показал пример современной бизнес-модели

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 11 апреля в 2005 году
завод
фото © стопкадр

Акционеры предприятия «Карелия-ДСП», чтобы запустить свое производство, взяли кредит в 10 миллионов долларов в Сбербанке РФ. Это было еще в конце 90-х годов. в 2005 году завод, который находился в поселке Пиндуши Медвежьегорского района, уже работал на полную мощность.

О прошлом напоминал только старый корпус. Ведь «Карелия-ДСП» возникло в 1998 году в Пиндушах на руинах старого канифольного завода. Спустя 7 лет на этой территории существовало и старое здание завода, совсем разбитое, и новое здание, построенное по самым современным образцам. Поставить на этом месте завод по производству древесно-стружечных плит хотели еще при советской власти, даже оборудование завезли. Но грянула перестройка, и все законсервировали.

Немало усилий пришлось приложить новым хозяевам, чтобы запустить производство. Главное было – найти деньги, Сбербанк удалось убедить в своей платежеспособности, и к 2005 году с банком рассчитались почти полностью. А первую продукцию завод дал в 2001 году. В 2003 вышел на проектную мощность. Проблем со сбытом не было, клиенты хорошо знали качество карельских ДСП и охотно заказывали. Сначала приходилось выписывать специалистов на завод даже из Украины. Постепенно обучили собственные кадры. В 2005 году на предприятии уже работало 800 человек, и устроиться на завод было трудно. «Люди держатся за свое рабочее место, - считал директор Василий Бас. – Здесь в районе нет такого предприятия с такой зарплатой, как у нас. И культура производства – мы на это обращаем внимание. Соцпакет, питание бесплатно, транспорт. Путевки в Марциальные воды».

Расцвету предприятия способствовало и то, что правительство Карелии предоставило заводу налоговые льготы. Это позволило решить проблемы не только производственные и социальные, но и экологические. На заводе была своя лаборатория, работники которой следили за качеством продукции и чистотой окружающей среды.

«Все наши стоки сбрасываются на очистные сооружения, которые должны очищать нашу воду. То есть вреда среде мы не наносим»,

- заверила начальница лаборатории Светлана Якимчик.

В последние годы завод увеличил выпуск продукции на 28%. Два года подряд предприятие признавалось лучшим в республике.

...

Культурный взаимообмен между Францией и Россией коснулся нашего театра. В Петрозаводске готовились к визиту Генерального консула Франции в России Паскаля Мобера. Журналисты отправились посмотреть на репетицию спектакля «Французский шансон».

В 1945 году на Венецианском кинофестивале Золотого льва получила картина французского режиссера Марселя Карне «Дети райка». И вот спустя 60 лет за тысячи километров от Парижа, в Петрозаводске открылся театральный клуб с таким названием. И герой картины – мим – спустился на сцену маленького актерского кафе в гостинице «Маски», чтобы поведать историю любви, ревности, страсти.

«Раек – это галерка, - пояснила директор Музыкального и Русского театра драмы Ирина Русанова. – Это самая демократическая часть публики, которая способна оценить высокое искусство, полюбить настоящего актера, поднять его высоко на руках или забросать гнилыми помидорами, яйцами, осмеять всякое ханжество и всякую бездарность. Наши актеры живут на «галерке» жизни. По всем социальным и бытовым условиям наши актеры – это дети райка. Это название нам очень подходит».

Ирина Русанова считала, что ни одна постановка, а уж тем более создание театральных клубов невозможна без помощи меценатов.

«Во-первых, это принято во всем мире – поддерживать искусство, - согласилась с ней президент клуба меценатов Галина Фокина. – А, во-вторых, думаю, что традиции русского меценатства они заложены в крови наших бизнесменов. Пусть будет больше отзывчивых людей, чем их больше, тем будет лучше для театра, для всей республики». В актерский клуб мог прийти каждый, просто купив билет. А для актеров, которым за сезон удавалось сыграть всего 2-3 роли, здесь открылась возможность стать Гамлетом или шутом, сыграть роль, о которой всегда мечтал.

Напомним, что это небольшое пространство в гостинице «Маски» стало настоящим приютом для актеров на все то время, пока в Музыкальном театре шел капитальный ремонт.

На сцене театра «Творческая мастерская» поставили экспериментальный спектакль без слов «Времена». Его автор Мария Валеева определила жанр постановки, как «театр плюс танец».

Так совпало, что у одной из участниц спектакля Марии Прохоровой накануне премьеры был день рождения. Но отмечать было некогда. «Мы не репетируем, мы празднуем» - пошутили девушки. Этот спектакль стал для них попыткой выразить себя, с помощью танца сказать зрителю о том, что их волнует.

«Хочется донести до них, что надо осторожнее быть в жизни, быть разумнее, понимать, что ты делаешь и чем это может закончиться», - сказала Мария Прохорова. «Я получаю от этого удовольствие», - сказала еще одна участница Зинаида Пленкина.

Реквизита потребовалось немного: старые чемоданы родителей, найденные на антресолях, коробки от овощей и фруктов. Немного фантазии и максимум желания – тогда любой проект под силу, считала автор спектакля Мария Валеева: «Это обычное творчество. Творчество – это самовыражение. Ну вот, мы и занимаемся самовыражением». История трех юных неискушенных девушек – в первом отделении, после перерыва – композиция, в которой было больше театра, чем танца. Мария посвятила ее Александру Вертинскому.

Таким было 10 апреля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2005 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности. © «Петрозаводск говорит»