Встречи два раза в год помогли главам Карелии и Финляндии изменить мир
Северный транспортный коридор соединит Россию и Европу — ровно 20 лет назад об этом только и разговор было! В те годы встречи руководителей Карелии и Финляндии стали постоянными. Вот и в октябре 2000 года в Хельсинки председатель правительства РК Сергей Катанандов беседовал с премьер-министром Финляндии Пааво Липпоненом.
На брифинге об этой встрече рассказал министр внешних связей РК Валерий Шлямин. Вообще, Карелия очень круто смотрелась в те годы на картах, ее всерьез замечали европейские державы. И не в последней степени потому, что в республике тогда активно работало министерство внешних связей, которое возглавлял Валерий Александрович. Он напомнил, что такие встречи между лидерами Карелии и Финляндии проводились регулярно почти десяток лет. В последние два года они приобрели особенно интенсивный характер, поскольку у нас в республике появилась концепция внешнеэкономической деятельности. И ее начали воплощать в жизнь.
И Финляндии в ней было отведено важное место. Только в 2000 году Катанандов и Липпонен встречались сначала в феврале, затем в мае, и вот — осенью.
«Мы, конечно, долго готовились к этой встрече, - не скрывал Валерий Шлямин. - Прежде всего должен сказать, что встречи председателя карельского правительства и премьер-министра Финляндии — это неслучайные события. В течение восьми лет это стало уже традицией. Дважды в году, обычно в начале и в конце года такие встречи проходят». Карелия имела свой большой интерес в связях со страной Суоми. Иначе и быть не могло — геополитическое положение наших территорий практически идентично.
«Правительство Карелии последние два года наиболее четко обозначило свои приоритеты и свои интересы в рамках международного сотрудничества, приграничного сотрудничества с Финляндией. Напомню вам, что в декабре 1999 года правительство Карелии приняло специальную программу международной деятельности правительства РК», - напомнил Шлямин.
В Хельсинки обсуждались важные вопросы: от очистных сооружений в Сортавале до расширения побратимских связей между карельскими городами и районами и финскими коммунами. И еще один интересный штрих — отец финского премьер-министра, ветеран Зимней войны выразил глубокую благодарность нашей республике и лично Сергею Катанандову за возведение Креста Скорби в Питкярантском районе. Это памятник всем погибшим в Зимней войне, который открывали совместно жители Карелии и Финляндии.
Рабочая группа правительства Карелии во главе с министром экономики Иваном Шуруповым посетила Медвежьегорский район. На заводе по производству ДСП в поселке Пиндуши завершался монтаж оборудования. Предполагали, что предприятие будет запущено через пять месяцев. И даст не только 200 рабочих мест Медвежьегорскому району, но и новые инвестиции всей республике. Ожидалось, что весной 2001 года пустынные цеха завода по производству древесно-стружечных плит в Пиндушах наполнятся жизнью. Предприятие ждало этого момента почти десять лет. К строительству завода приступили в начале 90-х. Нашлась австрийская фирма, пожелавшая вложить в этот проект средства, причем, немалые. Однако, к 1994 году австрийцы окончательно осознали, что европейскому уму Россию не понять. И за полтора месяца до запуска завода решили заморозить проект. В законсервированном состоянии он простоял пять лет. Что обычно происходит в таких случаях, прекрасно известно. Пример тому — расположенные рядом руины остановившегося в начале 90-х канифольного завода.
Но недостроенное предприятие по производству ДСП усилиями исполнительного директора Владимира Соловьева дождалось лучших времен в целости и сохранности. Судя по всему, эти времена наступили в 2000 году. Нашлась московская фирма, пожелавшая выкупить проект в 65% акций, принадлежавших австрийцам. С мая были возобновлены строительные работы и монтаж оборудования. Запуска предприятия с нетерпением ждали не только его владельцы и жители поселка Пиндуши, но и карельское правительство. Поэтому министр экономики Иван Шурупов провел специальную выездную планерку на заводе.
Внимание правительства к предприятию Иван Михайлович объяснял тем, что в связи с его запуском в Пиндушах образуется почти 200 новых рабочих мест. Они стали не лишними в поселке, где было практически невозможно найти работу.
«Мы говорим об основном производстве, но вокруг основного производства появляются и побочные цеха, и нужная сфера обслуживания, и будут люди, которые будут вывозить это сырье. Это тоже новые рабочие места», - заявил Александр Шаталин, глава самоуправления Медвежьегорского района. Новые рабочие места — не единственный плюс, который давал завод. В качестве сырья на предприятии собирались использовать низкосортную лиственную древесину. После выхода на проектную мощность завод планировал поглощать всю березу и осину плохого качества, которую заготавливали в Медвежьегорском и соседнем Пудожском районах. Пока же она шла разве что на дрова. Внимание правительства к предприятию в Пиндушах объяснялось еще и тем, что это своего рода пилотный проект. На нем отрабатывали действие республиканского закона о инвестициях.
«Закон предусматривает значительные льготы для инвесторов. Прежде всего это закрепляет право собственности. Он дает дополнительные налоговые льготы», - сообщил Шурупов. Предприятия, построенные и реконструированные за счет внешних капиталовложений, освобождались от части выплат в республиканский бюджет на период окупаемости, но не дольше, чем на пять лет. Местным органам власти было рекомендовано предоставить инвесторам такие же льготы. Если работа завода по производству ДСП доставит его владельцам удовольствие, можно было ожидать, что число желающих вложить деньги в экономику Карелии значительно возрастет.
Таким было 4 ноября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2000 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности. (фото 1prime.ru)