Ситуацию с газом в Петрозаводске назвали «фатальной»
Ровно 20 лет назад в городе были отключены от газа 14 домов. Вот как это выглядело на практике — можете посмотреть на видео. Соседка из дома напротив как раз оказалась рядом с газовой установкой, когда мастер вертел в ней вентили.
-А как же детей кормить, подогревать все?
-А это к товарищу Черномырдину. Рынок строим. Вот пока не построим...
14 домов — это 150 квартир. Другое дело, что число домов неуклонно росло, поскольку заполнять опустевшие резервуары все равно было нечем. Председатель комитета по городскому хозяйству Аврам Склярский в те дни говорил о ситуации жестко: «Газ в пути. Всего около 300 тонн. То есть это очень мало. И, понимая, что на Новый год расход газа возрастает — работают колонки и плиты, - обстановка сложится очень сложная. А на отключенных от газа домов возросла нагрузка на электросети. Как правило, это дома старой постройки. Сети не выдерживают нагрузки. Все очень серьезно. Аварийная служба работает в усиленном режиме. Но они уже настроены не на то, чтобы что-то улучшить, или как-то поправить дело, а на то, чтобы не допустить аварийной ситуации. То есть вовремя отключить, вовремя погасить».
Вопрос о самоподключении возник в разговоре не случайно. Из-за холода в квартирах едва ли не половина города в ту холодную зиму 1996-97 гг самовольно подключилась к горячей воде. Что, по мнению специалистов, еще более усугубило положение с отоплением. В комитете по городскому хозяйству ситуацию характеризовали, почти как фатальную. «Даже не знаю, как назвать в двух словах. Мы просто находимся на грани выживания. Задача сегодня уже стоит — не греть и светить, а просто выжить. Денег нет, топливо поступает крайне медленно и плохо. Мы, конечно, выполняем свои обещания, сегодня начали подключать горячую воду. До 25-го успеем. Но это очень большая нагрузка на ТЭЦ. Второй котел сегодня начинают ставить под нагрузку, и мы рассчитываем, что тоже 25-го числа он начнет работать на газе. Вот это, наверное, нас и спасет», - пояснил Аврам Михайлович.
Вероятно следует напомнить, что в городской казне в 90е годы оставалось лишь 40% от собираемых в Петрозаводске налогов (сейчас, кстати, эта цифра еще меньше). И в планах министерства финансов Карелии было сократить эту долю (что и было сделано). На это Аврам Склярский реагировал крайне негативно: «Нам пытаются объяснить, что есть еще и республика. А мы — город-донор. Но при такой политике донора не будет скоро. Донор загнется. И тогда у кого будем брать?!»
Город выживал, был раздет и разут по всем статьям бюджета. Поэтому особенно странно было слышать в те годы такие слова, как «антиквариат», люди говорили только о хлебе и тепле. Антиквариат частенько становится предметом профессионального интереса злоумышленников и грабителей.
Но 20 лет назад предметы старины можно приобрести в Петрозаводске законным путем, имея в наличии круглую сумму. В Краеведческом музее впервые открылась выставка-продажа старинных вещей, которая продлилась всего 4 дня. Если вы решили, что работники музея в связи с экономическими трудностями распродавали свою сокровищницу, вы глубоко ошибаетесь. Антикварные редкости привезла в Петрозаводск питерская фирма «Альтус». Директор этой фирмы Виталий Константинов рассказал, что среди привезенных вещей есть и уникальные: «Кое-что есть. Например, Боголюбов. Иконы, складни. Палехская шкатулка. Мебель из карельской березы. Из Петербурга в Карелию вашу березу привезли».
Таким было 23 декабря ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1996 году?