Не только крысы, но и блохи атаковали жильцов центра Петрозаводска
Наряду со всеми бедами у наших квартиросъемщиков во все времена существовала еще одна проблема. Это грызуны, подвальные комары и прочая живность. В общем, все то, что превращает нашу жизнь в пытку. В конце ноября 1998 года об этом журналисты сняли репортаж. Начали с подвальных комаров.
Первое заселение этих кровососов в городе произошло в 1977 году. Тогда для поселения они облюбовали себе подвал дома №24 по улице Мерецкова. Близкое соседство железной дороги сразу породило версию об их появлении. Заведующая эпидотделом СЭС Г.Е.Бондаренко сообщила: «Предполагают, что произошло заселение комаров в результате их завоза по железной дороге к нам. Так как они в основном в Африке живут. Но считается, что, возможно, и к нам так завезли».
Комар — он и в Африке комар. А ведь на поселение могли прибыть и южные термиты. Они этого не сделали. А комар обычный освоился и утвердился здесь окончательно. Его дом — это наш дом. И условия жизни здесь он находит весьма благоприятными. «Благоприятные условия — это в основном, чтобы температура была не ниже 14 градусов. И влажность большая. То есть должно быть затопление подвалов не ниже 10 сантиметров глубиной», - признала Бондаренко. Если посмотреть на эти кадры, то становится очевидно, что представление о благоприятных условиях у комара и работников ЖЭУ вполне совпадали. Вода в подвалах текла, течет и течь будет. «Если же не будет своевременно устранена течь, то за год может произойти два-три выплода таких комаров. А за один выплод — это не менее 100-200 особей», - предупредили в СЭС.
Плодовитость комаров сделала жизнь квартиросъемщиков веселой и подвижной. У Виктории Даниловны, которая проживала в доме на Мерецкова, были с ними свои счеты: «Ночью спать надо, а комар гудит. Вы сами представляете, когда комары в квартире — это не передать. Даже бывает так, что мы пылесос включаем ночью, чтобы как-то его выловить». Выловить их могли разве что опытные дезинфекторы, а счет за их услуги должны были оплатить в домоуправлении, если уж начиная с 1977-го года там никак не могли осушить злосчастный подвал. Остается лишь одно утешение, что подвальный комар чисто эпидемиологической опасности в наших условиях не представляет. Чего никак не скажешь о грызунах. Полку грызунов 20 лет назад в Петрозаводске прибыло. А вместе с ним объявился и крысиный клещ. «Где-то домов десять мы уже обрабатывали, именно по крысиным клещам. А это тоже аллергические укусы, и тоже бедные люди. Потому что особенно страдают дети», - сообщила Т.Н.Алексеева, директор предприятия «Дезцентр».
Дети страдают от аллергий и дерматитов, а посему дезинфекция и дератизация необходимы. Но долги у «Дезцентра» копились с 1996 года, денег на дератизацию не было: «Цены, конечно, сумасшедшие. 400 рублей литр. То есть 400 рублей — это обработать только одно детское объединение». Работы по дезинфекции таким образом сократились в два раза. От чудодейственных импортных средств пришлось отказаться. Вновь обратились к старому доброму карбофосу. В том же 1998 году даже зафиксировали вспышку заболеваний у детей псевдотуберкулезом из-за того, что в их садике не могли вывести крыс! За долгие годы совместной жизни крысы и дезинфекторы успели друг друга понять и даже разобраться в привычках друг друга. Специалист по травле Лидия Ивановна крысами просто восхищалась, что, впрочем, не мешало ей кормить их отравленной кашей. А крысы, зная о ее доброте, засылали вперед лазутчика: «И вот он идет и кушает это все. И они день ждут, два, три, а сами смотрят, что с ним происходит. Если с ним ничего плохого не происходит, он живет и радуется, то тогда они идут всем своим семейством». Но как известно, постижение тонкостей крысиной психологии у нас не оплачивается. Поэтому крысы были, есть и будут.
Совсем другое дело — блохи. Они владеют нашим славным городом один раз в семь лет. «Недавно в квартире на Луначарского девочка практически была вся искусана донельзя. Живого места на ней практически не было», - признала Алексеева. Полумиллиметровый кровопийца проникает в дом обычно через бродячих животных. А последние через те же незакрытые подвалы. Далее блохи живут уже самостоятельной жизнью, в теплоизоляции, домашней пыли, постельном белье. Надо ли говорить, что охота на блох — дело суетливое. А ловят их так: «На липкую ленту. Белые носочки можно надеть. Сядешь — и она напрыгают». Нашествие блох в 1998 году на человеческие жилища, вероятно, помогло усовершенствовать дезинфекторам свое мастерство. Тем более, что места обитания блох известны: «Где-то лет семь тому назад практически весь проспект Ленина был в блохах. Это было что-то ужасное!» Блохи почему-то выбирали для обитания дома по улицам Калинина, Дзержинского, Советской, проспектам Ленина и Октября. Прямо идеологическая диверсия!
Не зависимо от политики существуют законы, неподвластные людским страстям. Это законы природы. Наступает зима, дарит нам подарки, преподносит сюрпризы. Но не только.
В травмпункте вырастает очередь страдальцев с переломами конечностей. Так было всегда, в том числе и 20 лет назад. Общее количество травмированных увеличилось тогда незначительно. В основном изменилось соотношение возрастных групп. Если летом значительную часть пациентов составляют дети, дождавшиеся трехмесячной свободы, то появление льда на тротуарах выбивает почву из-под ног людей пожилых. За лето они так привыкают к устойчивости и безопасности при ходьбе, что не сразу вспоминают об осторожности при появлении гололеда. К счастью, для профилактики заболеваний, которые лечат врачи-травматологи, не требуется ни дорогостоящих импортных препаратов, ни многочасовых тренировок. Врач-травматолог А.О.Васильев посоветовал: «Количество травматизма можно снизить, если будет население бережно к себе относиться. Когда гололед, когда увеличиться опасность травматизма, я бы посоветовал всем пожилым людям быть осторожными».
Таким было 29 ноября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1998 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.