16 марта 2022, 20:14

УФАС Карелии: «Можно побороться с ценами и получить пустые полки» 

Мы выяснили, что происходит с жалобами жителей Карелии на рост цен 

Текст и фото: Антонина Кябелева

В начале марта 2022 года министерство экономического развития Карелии открыло горячую линию, с помощью которой граждане могут пожаловаться на рост цен на продукты питания. После начала военной спецоперации на Украине, введения экономических санкций и падения рубля цены в магазинах уверенно полезли вверх. Причем эта тенденция коснулась всех видов товаров, начиная от продуктов питания, лекарств, бытовой химии и заканчивая автомобилями, компьютерами, предметами роскоши. 

Очевидно, что в этой ситуации жаловаться по телефону можно круглосуточно и без остановки. Мы решили выяснить, сколько жителей республики воспользовались телефоном горячей линии, какие жалобы считаются обоснованными и что с ними дальше происходит.     

Карельский Минэк предложил жаловаться по телефону горячей линии, если гражданин узрел значительное повышение цены на продукты питания. Лично у меня сразу возник вопрос: что значит "значительное повышение"? На сколько процентов — на 2, 15 или 50 - должен подорожать товар, чтобы считать это значительным повышением? В пресс-службе Минэка не смогли ответить на этот вопрос, оставляя право самому покупателю определять степень значительности ценового изменения. В Министерстве не смогли пояснить, за какой период времени должна измениться цена, то есть какую дату брать за точку отсчета? Этот момент тоже остался на усмотрение жалобщика. 

 

Горячая линия министерства заработала 3 марта. Звонки сотрудник Минэка принимает с 9.00 до 17.00.

С 3 по 10 марта, сообщили в министерстве, было 18 звонков по поводу роста цен. Всего за этот период в министерство поступило 41 обращение. Люди жаловались не только по телефону, но и через социальные сети. Жалобы поступили из села Деревянное, деревни Педасельга, Питкяранты, Петрозаводска, Кондопоги, Костомукши.  

Как пояснили в министерстве, 41 обращение — это только те жалобы, где граждане называли конкретный адрес торгового объекта. От них не требовалось в обязательном порядке указывать, на сколько и какой товар подорожал. Достаточно было просто сказать, что, по их мнению, в таком-то магазине выросли цены на продукты питания. 

 

Что происходит с жалобами дальше? Как рассказали в Минэке, обращения с конкретными адресами торговых точек направляются в карельское УФАС (управление федеральной антимонопольной службы). Верят ли граждане в то, что их обращения приведут к каким-то переменам? В министерстве считают, что, раз люди звонят, значит, они надеются на какой-то конкретный результат.

 

Мне удалось поговорить с руководителем УФАС по РК  Артуром Пряхиным. Он рассказал, что ФАС России поручила территориальным органам проводить мониторинг цен, в том числе и с помощью горячих линий. «Информация систематизируется и направляется в ФАС России», - объяснил руководитель карельского управления.

По его словам, подобный сбор информации необходим, так как готовятся изменения в российское законодательство.

«То законодательство, которое сейчас есть, оно, так скажем, для мирной, спокойной экономической ситуации. Мы не комитет по ценам, мы антимонопольный орган. В рамках ценообразования мы можем применить штрафы, иные санкции, провести расследование только в отношении субъекта, который занимает доминирующее положение на рынке. Для этого нужно установить это доминирующее положение»,

- объяснил Пряхин. 

По его словам, процедура установления доминирующего положения на рынке и долгая, и сложная. «У нас рынок продуктового ритейла весь конкурентный», - заметил Артур Пряхин. 

 

Если на рынке продуктов питания в Карелии отсутствуют монополисты, тогда какой смысл направлять жалобы в УФАС? Пряхин сказал, что с федеральными сетями работает ФАС России, которая собирает информацию из разных регионов. 

Он согласился, что пока никто не знает, что считать существенным повышением цены, а что нет.

«У нас поручение — собирать всю информацию от населения»,

- сказал Артур Пряхин.

По его словам, после получения жалобы, где указан адрес магазина, с администрацией торговой организации связываются по телефону или туда от антимонопольной службы направляется запрос: «Мы направляем запросы и получаем информацию обратной связи, что послужило причиной повышения цен».     

Насколько поступающие от граждан жалобы подтверждаются и как повышение цен объясняют руководители торговых предприятий? Пряхин рассказал, что представители торговых организаций предоставляют сведения от поставщиков, которые предупреждают о повышении цен. Так как поставщики находятся в других регионах, то, отметил Пряхин, «здесь наша юрисдикция заканчивается». Фактически речь идет о том, что никаких реальных действий, кроме мониторинга ситуации, карельское УФАС в рамках действующего законодательства предпринять не может. К тому же, напомнил руководитель карельского управления, антимонопольный иммунитет имеют организации с выручкой менее 800 миллионов рублей в год.

«По сути, они при любом раскладе не могут быть признаны занимающими доминирующее положение»,

- отметил он. 

 

Артур Пряхин сказал, что жалобы на повышение цен приходят от граждан не только из Минэка, но и напрямую в антимонопольную службу, где также работает горячая линия. С начала марта в карельское УФАС поступило около 50 обращений. Правда, ведомство не готово поделиться с журналистами теми сведениями, которые карельское УФАС направляет в Москву в федеральную антимонопольную службу.      

Пряхин считает, что найти факты необоснованного повышения цен довольно сложно. С его точки зрения, в условиях рыночной экономики механизмы регулирования цен нужно вводить крайне аккуратно.

«Мы можем замечательно побороться с ценами - и получить пустые полки и теневой рынок»,

- заметил он. 

Руководитель антимонопольного управления не исключает, что в ближайшее время будут внесены изменения в законодательство и расширены полномочия антимонопольной службы. Возможно, в законодательстве появится понятие «спекуляция», действие которого будет распространено на социально значимые товары. 

Что же получается? Граждане жалуются на рост цен, но никакого реального «выхлопа» от этих обращений нет. Если, конечно, не считать чисто психологического эффекта. Возможно, у кого-то после звонка на горячую линию на душе полегчает. 

Лично мне всегда хочется найти в действиях чиновников здравый смысл. Я искренне не понимаю, зачем организовывать все эти бесполезные горячие линии, если в принципе сегодня трудно найти торговую организацию, где цены не изменились бы в сторону повышения. Тем более что вся эта "бурная деятельность" чиновников идет за наш с вами счет. Социальные сети переполнены комментариями о поведении цен и исчезновении отдельных товаров с прилавков магазинов. Если есть желание получить объективную картину, достаточно специалистам посетить торговые организации и профессионально «снять слепок» ценовой вакханалии.  

 

Недавно глава РК Артур Парфенчиков проводил совещание, связанное с ситуацией в Петрозаводске. Достаточно взглянуть на комментарии под трансляцией этого совещания, чтобы понять, что больше всего тревожит петрозаводчан. Конечно, цены. Это очевидно. 

Но чиновники не ищут легких путей. Зачем-то по всей стране организуются горячие линии, на прием и обработку жалоб отвлекается уйма людей (и все эти люди получают зарплату из бюджета), а цены как росли, так и растут, невзирая на все эти бессмысленные потуги изобразить заботу о населении. 

Если уж действительно власть решила проявить сочувствие к гражданам, то, как мне кажется, нужно массово открывать горячие линии по психологической разгрузке, привлечь к работе психотерапевтов и оказывать обществу профессиональную помощь. Я уверена, что с каждым днем потребность в этом будет только нарастать.