19 октября 2019, 08:00

Два специфических лечебных учреждения Карелии решили соединить воедино

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 19 октября в 1999 году

В министерстве здравоохранения Карелии ровно 20 лет назад обсуждали вопрос о реорганизации врачебно-физкультурного диспансера, единственного в республике специализированного медицинского учреждения по обслуживанию спортсменов. Предстоящая структурная перестройка сильно взволновала спортивную общественность и работников диспансера. Однако, как заверял министр здравоохранения Геннадий Оглоблин, поводов для беспокойства нет. Реорганизация была направлена на усиление роли профилактической медицины. Собирались слить воедино два учреждения — врачебно-физкультурный диспансер и центр профилактической медицины, которые частично дублировали работу друг друга, но действовали разрозненно.

По мнению Геннадия Оглоблина, сложная экономическая ситуация, в которой оказалось наше здравоохранение в 90-х годах, вынуждала к структурной перестройке, коснувшейся, кстати, и многие другие медицинские учреждения города: «Реорганизации подвержены достаточно много лечебных учреждений республики. Часть этих мероприятий начата, в некоторых уже она и завершается. Вы знаете историю с противотуберкулезным диспансером, с диагностическим центром, с республиканской больницей, с рядом центральных районных больниц. Эти изменения уже дают положительный эффект».

Поскольку тема предстоящей перестройки уже неоднократно поднималась на страницах газет, где чаще звучала мысль о ликвидации диспансера, министр поспешил успокоить всех заинтересованных людей: «Я хотел бы отметить, что в СМИ звучит мысль о том, что министерство собирается ликвидировать, вообще закрыть данное медицинское учреждение. Во-первых, я однозначно могу сказать, что такой мысли в органах управления, в частности в министерстве здравоохранения никогда не было и быть не могло». Как заверило руководство министерства, новое крупное объединение сохранит специфику работы прежних учреждений. Кроме того появится возможность улучшить его материальную базу и соответственно повысить уровень подготовки кадров, внедрить новые методы реабилитации и восстановительного лечения. Что в целом окажет существенную помощь населению. Подобные радужные перспективы, впрочем, не радовали коллектив диспансера. Его сотрудники в интервью отказали, но в частном разговоре выяснилось, что опасались они не только возможного сокращения, но и не востребованности их богатейшего опыта в сфере достаточно узкой, но столь необходимой нашей республике. Если вы знаете, принесло ли положительные результаты это слияние, пишите в комментариях!

Наконец-то ровно 20 лет назад состоялось последнее заседание экспертной комиссии по проведению независимой экологической экспертизы проекта разработки урано-ванадиевого месторождения в Средней Падме .

Эксперты подготовили заключение, в котором единодушно рекомендовали правительству не давать разрешения на проведение этих работ в Заонежье. Впрочем, еще в мае 1999 года Сергей Катанандов, тогдашний глава правительства Карелии однозначно сказал, что не разрешит разработку, чем вызвал уважение и жителей Заонежья, и общественности, которая яростно протестовала.

Парламентские слушания по проблеме месторождения в Средней Падме состоялись в октябре 1998 года. Тогда же было принято решение о проведении общественной экологической экспертизы и создания для этого группы независимых экспертов. Спустя 12 месяцев экспертная комиссия была готова представить результат своего исследования. Ни в одном из докладов членов комиссии не говорилось о возможности разработки урано-ванадиевых шахт в Заонежье. Наоборот — все заключения дали отрицательные.

Во-первых, в заявке на право пользования недрами с целью разведки и добычи месторождения, представленные государственным предприятием «НевскГеология», не содержалось достоверной информации ни о состоянии окружающей среды, ни оценки возможного воздействия предполагаемых работ на природу Заонежья, ни оценки эффективности возможных природоохранных мероприятий. Не учитывались и особенности края, как уникальной историко-культурной территории, на которой никогда не существовало промышленной инфраструктуры. Во-вторых, по мнению независимых экспертов, отсутствовало должное экономическое обоснование проекта. Доктор геолого-минералогических наук, председатель экспертной комиссии В.В.Гавриленко пояснил: «То есть та оценка, которая сделана, она сделана без учета реальной ситуации на рынке. Она основана на материалах, которые были даны в 1991 году. И прогнозировать те прибыли, которые были заложены в расчетах — это по меньшей мере несерьезно». Таким образом, добыча ванадия не смогла бы себя окупить. Ну и наконец, в-третьих, непонятной оставалась финансовая схема разработок. В проекте фигурировал ряд фирм, компетенция которых вызывала сомнения. Да и у самой «НевскГеологии» не было необходимого опыта работы. В результате участники общественной экспертизы пришли к заключению рекомендовать органам власти Карелии воздержаться от положительного решения по вопросу о начале освоения Средней Падмы.

В Петрозаводске прошел концерт, которого с нетерпением ждали фанаты группы «Алиса». Единственное представление легендарного коллектива состоялось в СКК «Центр». А незадолго до выступления музыкантов журналисты имели возможность пообщаться с ними на пресс-конференции. На встречу для приличия музыканты чуть-чуть опоздали, дав возможность прессе взволнованно пошуметь. Сам разговор пошел как-то вяло, искрометных вопросов, также как и заинтересованных ответов не было. Журналисты «козы» из пальцев не складывали, зажигалками не махали, чепчики в воздух не кидали. Музыканты чинно курили, нимб над головой и тяжесть его бремени были в дыму сигарет почти незаметны. На вопрос, с чем связан усталый вид, отвечали без выпендрежа: «С возрастом это связано, с возрастом!» Так уж получилось, что все вопросы были адресованы к бессменному лидеру «Алисы». Отвечал Константин Кинчев односложно, без увлечения. Видимо, за время творчества доводилось ему общаться и с более въедливой прессой.

Проблемы же творчества затрагивать не хотел и вовсе: «Что касается творчества, то творчество — это абсолютно интимный процесс. В этот процесс при всем желании внедриться никто не сможет. Поэтому я здесь абсолютно одинок, за исключением коллектива, который называется «Алиса». Одиночества, однако, все известные мира сего жаждут, да не все находят. Отношения с поклонниками не складываются подчас в формулу «Мы — вместе!»: «Бывают ссоры, бывают примирения. Сейчас мы находимся в стадии примирения. Сейчас не ссоримся. Но были моменты, когда ссорились». От темы модной — политической музыканты отстранились сразу. От темы бизнеса тоже. Хотя если предложат Константину сняться за большие деньги в рекламном ролике, он согласится, сообщил Кинчев. Хотя известно, что сниматься от не любит. Любит больше театр. Может себе позволить уйти после первого акта «Трех сестер» Ефремова. Может положительно отозваться о театре Табакова. Петь на концерте любит больше, чем в студии на записи альбома. Кстати, новый альбом «Солнцеворот» был тогда на стадии завершения. Концерт же в Петрозаводске прошел тихо-мирно, без молодеческого накала. Фанаты не были назойливыми. Группа, полтора часа отпев в СКК «Центр», без промедления уехала отдыхать. Такое уж их дело, стариковское.

Таким было 19 октября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году?

Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.