29 апреля 2020, 10:00

Дистанционное обучение в Карелии: сложности, решения и перспективы

В Республике у многих возникают вопросы к тому, как организовано дистанционное обучение, поэтому редакция решила разобраться в том, какие основные трудности возникают у пользователей

Всеобщий переход на дистанционное обучение в марте этого года вначале вызвал целый шквал не самых позитивных эмоций со стороны детей, родителей и учителей. Несмотря на то, что в России уже достаточно много сделано в области цифровизации образования, текущая ситуация показала, что немало вопросов еще требуют серьезной доработки. Прежде всего, это касается унификации и централизации учебных процессов на единой полноценной платформе, создания равных условий для обучения в городе и отдаленных поселках, обеспечения учителей и учеников техникой и стабильным интернетом в условиях вынужденного перехода на дистанционный формат обучения

В Карелии основной удар приняла на себя система «БАРС.Образование – Электронная школа», как, пожалуй, единственная официальная платформа, за последние два года, объединившая все учебные заведения республики. Электронная школа – система управления учебным процессом и отраслью в целом, которая создавалась для повышения контроля качества и обеспечения открытости школьного образовательного процесса.  В условиях дистанционного обучения, на которое экстренно перешли карельские школы, функционал «БАРСа» позволяет осуществить организацию учебного процесса в части унифицированного расписания уроков, доступности получения урочных и домашних заданий, возможности общения между учителями и учениками. Неожиданно очень актуальными стали такие полезные инструменты как «Встроенная почта» и «Доска объявлений», которые раньше выполняли скорее вспомогательную функцию. Эти модули позволяют родителям и школьникам быстро отправлять сообщения, запросы и отзывы и получать всю нужную информацию, не выходя из электронной системы, и не терять информацию в социальных сетях.

Разработанные для удобства пользователей, в текущей потребности в дистанционном обучении, они становятся не просто дополнительными возможностями системы, а действительно необходимым инструментом для осуществления полноценного образовательного процесса как для учеников, так и для учителей.

Кроме того, нужно принимать во внимание и то, что дистанционное образование для региона -  это не только основные компоненты «Электронной школы», но и обязательное взаимодействие учителя и ученика посредством специфичных средств обучения, предусматривающими включение в процесс интерактивных компонентов. В России существует множество образовательных платформ и обучающих программ, которые также потребовалось молниеносно включать в учебный процесс учителям и родителям. В качестве самых простых способов взаимодействия, некоторые учителя и родители выбрали популярные мессенджеры и социальные сети.  Трудности возникают сейчас почти у каждого участника образовательного процесса – от родителя до учителя, да и сами разработчики попали в новую для них среду, которая потребовала быстрой реакции, адаптации на происходящие события и расширения возможностей систем. Как раз для того, чтобы предложить школам Карелии и других регионов более полноценный вариант дистанционного обучения, компанией «БАРС Груп» инициирована работа по взаимодействию с популярными учебными онлайн - платформами. Среди них «ЯКласс», «Skyeng», «Яндекс. Школа», «Профилум», «TrueConf», «E-Tutorium» и другие.

Это даст нашим педагогам более широкий выбор обучающих программ в одном «окне», которые можно использовать при подготовке уроков, а также интегрировать в занятия с детьми интерактивные компоненты, которых сейчас все еще очень не хватает. При этом оценки за тесты и контрольные работы, выполненные при помощи других ресурсов, смогут автоматически переноситься в электронные дневники учащихся.

В настоящий момент компания «БАРС Груп» также осуществляет круглосуточный мониторинг нагрузок на системы, так как теперь в программе, особенно в утренние и дневные часы, одновременно работают тысячи пользователей. Как пояснили разработчики, в первую неделю перехода на дистанционное образование трудности возникали почти у всех популярных платформ, поскольку выделенная под комфортную работу пользователей инфраструктура не учитывала такой прирост одновременных участников. Тем не менее, благодаря приросту пользователей появились новые возможности для развития системы и отлаживания взаимодействия при различных нагрузках.

Даже сами родители отмечают тот факт, что учителя, наконец-то, в массовом порядке начали выставлять оценки в электронном дневнике, чего раньше не было во многих школах.   

Очевидным стал тот факт, что в регионах нет единой формы организации дистанционного обучения, которая должна была бы быть понятной для всех пользователей, включать все необходимые компоненты, неразрывно связанные и учитывающие максимально возможную нагрузку. В этой связи нарастает всеобщее недовольство, вызванное и в целом сложившейся в стране ситуаций. В этот момент дистанционным образованием становится любая система, которую удобно использовать, а возникающие ошибки интерпретируют ее «сыростью». Это испытание стоит рассматривать, как возможность учесть все вскрывшиеся недоработки, узкие места, потребности, о которых раньше не знали, – и в итоге общими усилиями создать жизнеспособную, удобную и функциональную систему дистанционного школьного образования. Ведь неизвестно, какие еще вызовы ждут наше общество в будущем.