Брошенные на произвол судьбы военные Карелии решили за себя постоять

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 16 июля в 2002 году

В нашей рубрике мы недавно рассказывали о незавидной участи, которая ждала расформированный военный городок в Вилге. Судьба жителей городка ровно 20 лет назад так и не была решена. И этим вопросом собрался заниматься генеральный прокурор РФ. По крайней мере, парламент Карелии направил Владимиру Устинову обращение с просьбой применить меры к министерству имущественных отношений и к министерству финансов РФ за волокиту, проявленную при передаче имущества и жилого фонда военного городка из федеральной в муниципальную собственность Прионежского района.

Проживало в городке 850 человек. В основном это бывшие военные со своими семьями. Александр Владимирович Шилов, в прошлом начальник вооружения дивизии, работал в городке с 1989 года.

«Никаких тупиковых ситуаций не может быть, - считал он. – Это элементарная жизненная ситуация, из которой надо выходить. Понятно, что в нынешних условиях все упирается в деньги. Но я считаю, что деньги – это не самое главное. Главное – человек».

Все произошло 1 июня, когда расформировали части и городок стал ничейным. Хотя о том, что военные будут покидать эти места, было известно за два года до этих событий. Уже тогда пытались организовать цивилизованную передачу собственности – от одного хозяина к другому. Но министерство обороны и к лету 2002 года не подготовило документы, а соответственно и деньги для этих целей. Администрация же районе не могла просто так взять на содержание 250 квартир. Это более 11 тысяч квадратных метров жилой площади со всем ее прохудившимся хозяйством.

«Из этой ситуации, я считаю, должно выйти сначала министерство обороны. Должно определиться. Либо они передают сегодня и финансируют те расчеты, которые сами же составили, в размере 5 миллионов 900 тысяч в ценах 2000 года. Пусть выделяют нам, и мы будет готовить», - заявил Анатолий Кокотов, заместитель главы администрации Прионежья.

А время утекало, котельную никто не ремонтировал, уголь не закупал. Остатков должно было хватить только на 15 дней. Жители городка были уверены, что такими «бесхозными» они никому не нужны, их не будут отапливать, не будут предоставлять воду, свет. Отключат и все. Потому что они как бы не существуют. Кстати, и сами сети давно требовали ремонта. А вот удивительный факт – очистных сооружений тут никогда не было! Все отходы шли прямо в Шую. При передаче городка муниципалитету, если она все-таки состоится, придется платить в СЭС огромные штрафы, сообщили чиновники.

Каждый день жители городка спрашивали друг друга – нет ли подвижек? Все их послания в различные инстанции пока ни к чему не привели. Но был все же способ привлечь к себе внимание. «Есть мирные способы, - сказал тогда офицер Александр Шилов. – Перекроем дорогу! Опыт ведения каких-то действий у нас есть, люди тут все военные». Из уст военного это звучало так, как будто он говорил как раз не о мирных способах решать социальные проблемы.

«Впиши свое имя в историю России» - под таким лозунгом на октябрь 2002 года в стране была назначена Всероссийская перепись населения. Многие помнили последнюю перепись 1989-го года. Страна с тех пор сильно изменилась, и люди вместе с ней. Данные того года давно устарели. За неимением других государству приходилось и в начале двухтысячных базировать свои действия на тех сведениях.

«Вся эта информация необходима для точных расчетов. Допустим, потребности в строительстве жилья, детских садов. Для планирования бюджетных мест в высших учебных заведениях, чтобы наши абитуриенты могли воспользоваться бесплатным обучением. Также эта информация очень важна для проведения реформ – военной, образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения», - пояснила Марина Шумилова, консультант комитета по статистике.

Для этого было необходимо собрать воедино все социально-географические сведения. Размещение людей, их пол, возраст, гражданство, национальность, состояние в браке, занятость. Кстати, более подробно обещали опрашивать женщин, чтобы определить демографическую ситуацию в стране. Эти сведения строго конфиденциальны. В отличие от прошлой переписи, бланк, который предстояло заполнить, безымянный. Кроме того, у народа был выбор – дожидаться переписчика у себя дома или прийти в стационарный участок, чтобы заполнить бланк. Или сделать это по телефону. Кстати, в наших общих интересах было сообщать о себе достоверные сведения.

«Ложная или неправильная информация в дальнейшем повлияет на неправильные государственные решения. Это бумерангом отразится на нас. На социальную политику, на пенсионную, на медицинскую, на образовательную. Поэтому в интересах самого гражданина дать о себе правдивую информацию», - предупредила Марина Шумилова.

Перепись – федеральная программа. Предполагалось, что на эти цели государство выделит четыре миллиарда рублей. То есть один доллар на человека. Для сравнения – в США выделяли около 22 долларов. В Карелии на перепись приблизительно уйдет три миллиона рублей. Три тысячи человек будут работать на эту кампанию. Специально к кампании переписчикам привезли новые портфели, по которым их можно было узнать. В портфелях находились бумаги, свистки на случай атаки собак или недоброжелателей, и фонарики для темных подъездов. Перепись решили начать с труднодоступных районов Карелии – это два острова в Белом море и Валаам. Кстати, тогда же ООН объявила перепись населения планеты Земля. Так что наши данные должны были влиться в эти мировые подсчеты.

Таким было 16 июля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2002 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.