28 августа 2012, 14:24

В магазине ты не гость, унеси хотя бы гвоздь!

Какие товары чаще всего воруют петрозаводчане в торговых центрах и супермаркетах, и почему под подозрением может оказаться каждый.

Многие, наверное, не раз сталкивались с такой ситуацией: заходишь в магазин, а за тобой по пятам ходит охранник. «Неужели я похож на вора? — недоумевают покупатели. — Неужели в магазинах так часто воруют, что каждый покупатель для охраны — подозреваемый?» К сожалению, воровство в наших магазинах действительно процветает. По данным МВД по Республике Карелия, только с начала 2012 года в Петрозаводске было совершено 746 мелких хищений — тех, о которых сотрудники магазинов сообщили в полицию. А ведь о многих и не сообщают — уличенные в воровстве люди соглашаются оплатить все на месте. Вот и приходится охране следить за каждым покупателем — это порой лучше, чем недосмотреть.

Под прицелом камер

— В каждом магазине есть тревожная кнопка, — рассказывает специалист по связям с общественностью управления вневедомственной охраны МВД по Республике Карелия Игорь БАРЧЕНКО, — в случае чего продавцы или охранники могут нажать на нее, и тогда приедут наши сотрудники, чтобы задержать преступника и доставить в полицию.

Помимо тревожной кнопки, помочь в поимке преступников может частная охрана, которую торговые центры как раз и нанимают для таких целей. К сожалению, маленькие магазинчики не могут себе позволить нанять роту охранников (в лучшем случае в зале скучает всего один человек в форме). Но и воровство в них встречается реже, так как украсть товары можно только на виду у продавца. Поэтому магазинных воров и привлекают большие супермаркеты с системой самообслуживания. Преступникам кажется, что за ними никто не наблюдает, хотя в действительности это далеко не так.

— Все знают о микрочипах, прикрепленных к товарам, которые пиликают, когда покупатель проходит мимо кассы, не оплатив товар, — рассказывает помощник старшего смены охраны одного из петрозаводских гипермаркетов Сергей ИВАНОВ (имя и фамилия изменены), — а вот про то, что за ними наблюдают камеры, забывают начисто. Дело в том, что во многих магазинах установлены современные системы видеонаблюдения. С их помощью служба внутреннего контроля наблюдает за всеми залами. А внутри торгового центра в это время прогуливаются старший смены и его помощник. Они обходят помещение, смотрят, нет ли чего подозрительного. Например, не лежит ли где пустая коробочка — это, скорее всего, означает, что товар вытащили, а упаковку бросили. О такой находке сразу же сообщается в службу внутреннего контроля. Там просматривают видеозаписи и вычисляют вора.

Воры-изобретатели

Подозрительным охране может показаться любой человек. Охранники с опытом знают множество историй, когда совершенно обычные с виду люди совершали кражи.

— Всегда внимательно наблюдаем за теми, кто берет много продуктов, — вполне возможно, что несколько товаров уже исчезли в недрах сумочки. Кстати, за женщинами с объемными сумками тоже всегда смотрим. Совсем недавно был случай, когда почтенная старушка, складывая в тележку покупки, что-то клала сверху своей сумочки, лежавшей там же. Когда мы ее осмотрели, оказалось, что в сумочке у пожилой женщины двойное дно.



Некоторые, видимо, хотят украсть для эксперимента. Одна девушка, студентка юридического факультета, прочитала в Сети, что на вещи, завернутые в фольгу, рамка не среагирует. Девушка набрала целый пакет продуктов, элитный алкоголь и спокойно пошла к кассе.

— Рамка, естественно, сработала, — рассказывает Сергей Васильевич, — так как история с фольгой — очередной миф. Впрочем, за девушкой вести наблюдение мы начали еще в зале: во- первых, дорогой алкоголь у нас мало кто может себе позволить, а во-вторых, она набирала слишком много продуктов.

А самую большую изобретательность проявляют любители выпить. Однажды ночью в магазин пришли двое мужчин. С бутылкой водки, ничего больше не взяв, они зашли в примерочную, а потом вышли и собрались к выходу. Оказалось, что мужчины разлили водку в презервативы и привязали их к ногам.

Конечно, таких «изобретателей» в магазины приходит немного. Гораздо чаще пытаются вынести что-нибудь в кармане, отдирают защитные наклейки. А некоторые совершают хищение, сами того не понимая: увидев мелкие продукты вроде конфет или ягод, начинают их кушать прямо в зале. В этом случае охрана может попросить покупателя оплатить съеденное.

Кого прельщает «халява»?

У вневедомственной охраны даже есть своя классификация любителей взять что-то в магазине бесплатно. Игорь Барченко выделяет четыре основных группы людей, чаще всего ворующих в магазинах:

— Во-первых, это дети и подростки. Их часто привлекают магазины самообслуживания: все лежит на виду. Часто дети просто съедают что-нибудь прямо в магазине, бывает, убирают в карман и выносят. Это мелкие хищения, и обычно родители или сами дети, если у них есть деньги, оплачивают эти мелочи.

Вторая категория магазинных воров, как ни странно, вполне обеспеченные взрослые люди. Для них это своеобразная игра, развлечение. «Мелочь» они не берут: предпочитают брать элитный алкоголь и другие дорогие товары.

— Причем в милицию такие граждане попадают редко: они всегда готовы все оплатить, даже по двойной, тройной цене. Деньги у них есть, могли бы просто купить, но из спортивного интереса пытаются вынести тайно.

К третьей категории относятся пенсионеры. Они берут простые продукты — молоко, хлеб. Воруют они по понятным причинам — маленькая пенсия.

Ну, а последняя категория магазинных воров — те, кто в открытую совершает грабежи.

Самые популярные у воров товары, как говорит охранник Сергей Иванов, это цифровая техника (фотоаппараты, плееры), парфюмерия, алкоголь. Одежду чаще всего выносят подростки — надевают на себя в примерочной. Есть вещи, которые крадут в определенный сезон. Например, летом это блесны для рыбалки, а зимой — украшения на елку.

Права покупателя и охранника

Всех подозреваемых охрана встречает и предлагает пройти в смотровую комнату. Там сотрудники составляют необходимые документы, осматривают вещи покупателя — сами, или, если он против, вызывают полицию.

— Мы всегда предлагаем оплатить покупки. Если человек соглашается, у нас нет претензий. А если не соглашается, то мы отправляем его в полицию, и там, в зависимости от суммы, ему вменяют хищение или кражу. Дальше его судьбу решает суд, — говорит Сергей Васильевич.

Самая большая сложность в работе, как говорит Сергей Иванов, в том, что люди не понимают, в чем их права и обязанности.

— Сотрудник охраны руководствуется законом о частной детективной деятельности. Мы можем задержать подозреваемого, если надо, то и применить силу. Некоторые устраивают скандалы, играют на публику — вот, мол, честного человека уводят. Пьяные даже лезут в драку.

Если драчуны пришли в большой магазин, где охраны много, то с ними можно легко справиться. А если такие приходят туда, где всего один охранник? Там приходится защищать уже не товары, а свою жизнь, и ждать вызванную полицию.

Здесь есть и другая сторона медали: выполняя свою работу, охрана может задержать и честных граждан. Особенно часто достается подросткам и детям. Один мой знакомый жалуется, что не может отправить сына за покупками к школе: охранники его каждый раз останавливают и досматривают.

С вопросом, какие права в данном случае есть у покупателя, мы обратились в отдел защиты прав потребителей:

— Осматривать сумку охрана может только на добровольной основе, то есть если вы сами согласны на это, — говорит начальник отдела по защите прав потребителей Ольга ЗАХАРОВА, — без согласия человека частные охранники не могут ни производить допрос, ни отводить в комнату для досмотра. Все это могут делать только сотрудники полиции. Также задержанный охраной человек может согласиться на осмотр, но пригласить с собой свидетеля. А детей до 14 лет нельзя ни допрашивать, ни осматривать без присутствия родителей.

Но задержать любого подозрительного человека до приезда полиции охрана имеет право. Конечно, если вы ничего не украли, позволить осмотреть ваши вещи охране быстрее, чем дожидаться полиции. Но лучше действительно взять с собой своего друга или просто случайного человека в качестве свидетеля. А ребенок имеет право позвонить родителям, дождаться их, и только тогда могут решаться все остальные вопросы.