14 февраля 2013, 11:34

В городе ликвидируют спецшколу №8

Единственное в Петрозаводске образовательное спецучреж дение для трудных подростков уже не начнет 1 сентября учебный год — его признали невостребованным.

28 декабря правительс тво Карелии распорядилось ликвидировать спецшколу № 8 для детей с девиантным поведением. В состав ликвидационной комиссии вошел и деректор школы Николай Смольников. К сожалению, в Минобре ему запретили давать нам какие-либо комментарии по поводу закрытия спецшколы.

Детей меньше, а затраты те же

Основанием для ликвидации спецшколы стала ее «ненаполняемость», поясняет заместитель министра образования РК Татьяна Васильева:
— По нормам необходимо, чтобы в этом учреждении было не менее 25 воспитанников. Но в последние годы такого количества обучающихся не набиралось, только до двадцати человек. И затраты, которые бюджет Карелии несет на содержание школы, не сопоставимы с количеством детей, которые содержатся здесь.

Напомним, что спецшкола № 8 (не путать с общеобразовательной) — учреждение закрытого типа, альтернатива колонии. Дети со всей республики попадали сюда на определенный срок по решению суда за правонарушения — грабежи, кражи, разбои... Сегодня здесь содержатся 20 мальчиков. Самому младшему из них — 13 лет. Старшим по 17, они уже заканчивают 9-й к ласс.

По словам замминистра, вопрос о закрытии учреждения в связи с невостребованностью возник уже несколько лет назад. Причем когда-то его пытались решить путем «привлечения» контингента — из других регионов, например. Не помогло.

— Наблюдается постоянная динамика снижения, к счастью, — продолжает замминистра образования. — Раньше было до 30 ребят, потом 27, 25. Сейчас едва набирается 20. А затраты на зарплату персонала, обслуживание зданий остаются такими же.

Конечно, правонарушений среди малолетних хулиганов меньше не происходит, просто мягче становится наказание: судьи все чаще предпочитают не отрывать ребенка от семьи и не отправлять их в колонии или спецшколы.

«Они найдут себе работу»?..

Что будет с кадрами? На 31 января в школе числилось 60 штатных сотрудников — администрация, учителя, воспитатели, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал и, наконец, режимная служба. На вопрос, будет ли Минобр способствовать их дальнейшему трудоустройству, Татьяна Васильева ответила:

— Я думаю, что безусловно эти люди при той востребованности кадров, которая есть сегодня в образовательных учреждениях республики или Петрозаводска, найдут себе работу...



Между тем ее уверенность не разделяет заместитель директора Центра занятости населения Петрозаводска Сергей Свидский. По его словам, если охранники и уборщицы в городе требуются, то педагогов и воспитателей трудоустроить будет довольно сложно:

— Это при том, что воспитатели очень востребованы в Петрозаводске. Но, думаю, повлияет разница в зарплатах в специализированном учебном заведении и обычном дошкольном. Мы готовы трудоустроить их, если они пожелают, можем даже переучить учителей и воспитателей на педагогов дошкольного образования бесплатно. Но кто пойдет работать на такие низкие зарплаты? Сегодня в среднем воспитатель в детском саду получает десять тысяч рублей. Поэтому велика вероятность, что городская система образования рискует потерять часть педагогических кадров, которые за недостатком заработной платы уйдут работать в другие сферы.

Небезболезненный перевод

Однако если взрослые сами смогут решить свою дальнейшую судьбу, то воспитанников не спросят. У многих из них срок пребывания в спецшколе, определенный судом, заканчивается нескоро. В связи с этим их не могут просто отпустить, а значит, будут переводить — в спецшколы или спецучилища других регионов.

— Вопрос решается индивидуально по каж дому воспитаннику. Обучающиеся девятых классов здесь, на месте, до конца учебного года сдадут экзамены. И, конечно, предполагается, чтобы дети после закрытия школы были максимально близко к территории их постоянного проживания, — объясняет Татьяна Васильева.

Тем не менее процесс перевода для детей не может пройти безболезненно. Во-первых, сегодня закрытый режим восьмой спецшколы все-таки подразумевает встречи с близкими и родителями. Практиковалась даже доставка до дому: воспитанникам давали несколько дней провести с близкими, а потом забирали обратно. Ясно, что в другом регионе подобные встречи станут более редкими, что вкупе с постоянной изолированностью ребенка не скажется положительно.

Во-вторых, у воспитанников спецшкол — своя особая система взаимоотношений... Об этом говорит и известный правозащитник Александр Гезалов, председатель КРОМО «Равновесие», более десяти лет работавший с детьми спецшколы № 8:

— Это действительно грустно, что ребят отправят в другие регионы. В каждой спецшколе выстроена своя иерархия, ребенку будет сложно в нее вписаться. Имеет место групповое насилие... Очень не хотелось бы, чтоб карельским детям пришлось драться.

Систему пора менять в корне

С формальной точки зрения, ликвидация школы оправдана. Подключаем человеческий фактор — получаем сложно решаемые проблемы. Помимо перечисленных, стоит сказать еще об одной. Что если сегодня спецшкола не востребована, а завтра мы получим три десятка малолетних правонарушителей? Вряд ли казенное учреждение откроют заново.

— Мы не единственный субъект Российской Федерации, который не будет иметь подобного учреждения закрытого типа, — говорит заместитель министра. — Но мы будем все-таки надеяться на то, что работа, которая проводится образовательными учреждениями по раннему выявлению детей с девиантным поведением, будет способствовать тому, что у нас и дальше пойдет подобное снижение.

Между тем ту работу, о которой заявляет Татьяна Васильева, под большое сомнение ставит Надежда Павлова, председатель Карельского союза защиты детей:

— Должна быть система профилактики детского неблагополучия и безнадзорности, вк лючающая работу различных учреждений. Но ее у нас в республике нет. Начинать надо с детских садов, обязательно подключать школы. Именно в этих учреж дениях выявляется всякое неблагополучие ребенка. Сейчас я работаю по обращению по одной ситуации: мама фактически бросила двух детей на произвол судьбы. Одному подростку 17 лет, другой учится во втором классе. Естественно, об этом знают и школа, и профучилище, из которого исключили молодого человека за непосещаемость. Но дальше никакие меры не принимаются. И это конкретный пример отсутствия системы профилактики.

Александр Гезалов также уверен, что практику направления детей в учреждения закрытого типа надо прекращать:

— Ведь спецшкола — это клеймо на всю жизнь. Подростков надо уберегать от совершения злодеяний. Основная проблема — это их незанятость, они сидят целыми днями за компьютерами и телевизорами, а безделье провоцирует их на подобные действия. Если же дело дошло до преступления, то необходима альтернатива спецшколе — чтобы общественники брали детей на поруки, а система их не исправит.

Таким образом, закрытие специализированной школы в Петрозаводске просто обязано спровоцировать усиление профилактики детского неблагополучия, следствием которого становятся преступления. Ведь в противном случае ликвидация станет лишь способом сэкономить еще на одной, пусть небольшой, социально слабо защищенной категории детей.
Кстати, способствовать профилактике, по словам Надежды Павловой, может появление открытой коррекционной школы для подростков с отклонениями в поведении на базе ликвидированной «восьмерки»:

— Что будет на этих площадях, ведь здания здесь большие, неплохая материальная база? Очень важно, чтобы они остались в системе, работающей на детей. Карельский Союз защиты детей давно продвигает идею создания школы открытого типа, в ней будет другая атмосфера, не будет необходимости решения суда, дети, в том числе наркоманы, токсикоманы, смогут поступать по заявлению родителей. Это должно быть социально-образовательное учреждение, корректирующее поведение детей, с элементами трудовой подготовки и профориентации. Вообще, жаль, что вопрос судьбы спецшколы №8 не был вынесен на Совете при главе РК по развитию гражданского общества и правам человека с участием специалистов и всех заинтересованных сторон. Печально, что закрытие спецшколы стало очередным ведомственным решением.

Надежду Павлову обнадеживает информация минобра, что возможно создание на этой базе открытого учреждения для детей девиантного поведения. Однако пока неизвестно, что же будет на месте закрытой восьмой спецшколы. Как бы не получилось так, что хорошее здание освобождается под какого-нибудь конкретного предпринимателя.