Учительское счастье
Совсем близко, всего в двадцати километрах от Петрозаводска есть небольшой и уютный поселок Чална. Здесь живут мои родители, друзья, родственники. Здесь в 1993 году я пошла в первый класс общеобразовательной школы, которую окончила в 2004.
Первый раз за семь лет, так уж сложилось, я снова иду по знакомой дороге, чтобы встретиться и сказать спасибо своему любимому учителю Вассе Борисовне Котовой, учителю математики, сыгравшей в моей филологической судьбе особую роль и давшей самый главный урок - если что-то не получается, надо просто посидеть и подумать.
Вот знакомая тяжелая дверь, просторный холл, и за одиннадцать лет ставшие родными ступеньки на лестнице. Прямо - столовая (таких вкусных рогаликов с маслом нигде больше нет), но мне сейчас не до еды. Я спешу на второй этаж. Мне нужен кабинет под номером 35, именно здесь я проводила больше всего времени, оставаясь после уроков и приходя до их начала.
- Васса Борисовна, мне не нужна математика — слышу я себя, учащуюся 11 «А» класса.
- А вдруг, Женя, пригодится,- отвечает мне строгий, но в то же время добрый голос, - никогда не говори никогда.
Сейчас мы сидим напротив друг друга, как на экзамене. Я всегда хотела спросить Вассу Борисовну почему она стала учителем, не хотелось ли ей все бросить.
- В моей семье не было учителей, - рассказывает Васса Борисовна.- Это было словно озарение. Когда я училась в школе, математику у нас вела строгий, но замечательно знающий свой предмет педагог. На ее уроках было интересно и немного боязно. Именно тогда я для себя все решила.
- Не побоялись. Наверное, были смелой ученицей?
- Обычной, хорошисткой. К директору не вызывали (улыбается,- прим. автора).
Беседа неторопливо течет дальше как ручеек и я узнаю, что Васса Борисовна родилась в Горьковской области, что ее родители переехали в Карелию после того как отец Борис Александрович закончил Лесотехническую академию в Ленинграде и его направили на работу в Чалнинский леспромхоз. Мама - Людмила Георгиевна, поехала за ним, всю жизнь отработала в отделе кадров того же леспромхоза. Юная Ася в 1972 году закончила Карельский государственный педагогический институт и три года после его окончания отработала по распределению в Муезерском районе, потом вернулась в Чалну. В дневной школе не было места учителя, поэтому сначала десять лет работала в вечерней, учила взрослых из близлежащих поселков — Вилла-горы, Эссйолы, Кутижмы. Сейчас у Вассы Борисовны двое детей и четверо внуков, самому младшему Ромашке — восемь месяцев, а старшая внучка Даша перешла в восьмой класс.
- Дети не хотели пойти по вашим стопам?
- Дети нет, а внуки пока еще малы. Но я бы хотела. Когда моя дочь заканчивала школу, я ей говорила: давай попробуй поступи в педагогический, а она мне ответила: мама я вижу сколько ты работаешь, я столько не смогу.
- Наверное, по этой же причине, выпускники педагогических вузов не идут работать в школу...
- Причин, почему не идут в школу ни одна и не две. Не очень высокие зарплаты, сложные коллективы, да и в школе просто бывает трудно. Когда приходишь после института, кажется, что все умеешь, а заходишь в класс и не знаешь как ребят усадить. Вот я раньше считала, если дети шумят надо громко крикнуть, а этого оказалось нельзя делать, нужно их просто заинтересовать.
Я вспоминаю, что на школьной практике так и было, пока им интересно, они тебя слушают, но ребята сейчас все равно другие, даже мы такими не были, делюсь своими наблюдениями с Вассой Борисовной
- Дети всегда дети,- качает головой мой учитель, - Да, с ними трудно. Бывает придешь со школы домой и думаешь: как же я устала, а потом заходишь на следующий день в класс: они на тебя смотрят такими глазами, что все им прощаешь.
- Так значит главное в профессии учителя - терпение, - как школьница тороплюсь я с ответом.
- Главное любить детей. Одна моя однокурсница немного работала в школе, потом ушла. Я у нее спрашиваю: что тебе не понравилось? А она мне отвечает: дети. Ну, если дети в школе не нравятся, зачем сюда приходить?.
От обсуждения современных детей неизбежен переход к проблемам образования.
- Вот ЕГЭ все ругают,- говорит Васса Борисовна,- но я бы не стала критиковать. Раньше одиннадцатиклассники сдавали экзамены два раза. Выпускные в школе и вступительные в вузы. А сейчас сдают один. Разве это плохо? Конечно некоторые задания я бы поменяла, но за сам экзамен я скорее за, чем против.
- А подготовка к экзаменам в поселковой школе отличается от городской?
- В этом году у моих выпускников средний балл ЕГЭ по математике выше чем по району и по республике и это не моя заслуга, а детей. Сто баллов они не набрали, но дали бы мне 12 часов в неделю, а не пять, то результат был бы еще лучше. Все зависит от желания учиться и работать.
С удивлением услышала я от Вассы Борисовны, что теперь в общеобразовательных средних школах один час химии в неделю и четыре часа математики. Пятый час дается на усмотрение директора.
Поговорили и о других проблемах. В нашей школе никогда не было капитального ремонта, и в прошлом году зимой из-за холода пришлось отменять занятия в начальной школе. В то же время министерство активно подготавливает школы к самостоятельному зарабатыванию денег, и переводит их на новые образовательные стандарты. (В прошлом номере мы писали о том, что в учебном году 2011-2012 у всех школьников с 1 по 11 класс будет три урока физкультуры в неделю). Интересно, а что думают об этом в самих школах?
- Во всех нововведениях нужно быть очень осторожным, - говорит Васса Борисовна,- Было бы лучше, если прежде, чем принять новый закон об образовании, его выносили на всеобщее обсуждение, спросили бы у нас, учителей. Реформы все-таки должны приходить снизу.
- А финансовый вопрос?
- Какие-то деньги школа сейчас зарабатывает. Вот в 2008 году выиграли по федеральному проекту один миллион рублей. Сейчас у нас интерактивная доска, новая мебель. Но чтобы полностью зарабатывать самим ..не знаю. Вот мне говорят: давайте вы будете проводить платные консультации. Да не буду я их проводить, не могу брать со своих учеников плату.
- А как насчет трех уроков физкультуры?
- Конечно, хорошо, когда заботятся о здоровье детей, но делать это нужно не за счет других предметов.
- Но ведь дополнительный урок вводится за счет увеличения общей недельной нагрузки?
- Санэпидстанция говорит, что нагрузку больше увеличивать нельзя. Значит, за счет чего-то. У нас придумали красивое слово оптимизация. Если что-то оптимизировали, значит либо закрыли, либо сократили. Надо называть вещи своими именами.
Продолжать беседовать можно было бесконечно. Новые вопросы рождали неожиданные ответы. В зависимости от которых Васса Борисовна, сдержанная и серьезная на уроках, то хмурилась, то смеялась, пожимала плечами и качала головой. В школе мне казалось, что она знает ответы на все вопросы, но оказалось, что и ей не чужды сомнения и неуверенность, так же как и простые человеческие радости.
- Самый лучший вечер, это вечер выходного дня,- говорит Васса Борисовна,- Когда тетради и контрольные проверены, планы уроков подготовлены и можно устроиться с книгой на диване, поиграть с внуками или поработать в саду. А в понедельник снова прийти к своим детям. В этом и есть счастье.
По дороге домой я думала: Да, я не стала математиком или физиком. Но разве текст, который я пишу это не уравнение, в котором «икс» - система образования, «игрек» - ее руководители а будущее, (т. е. равно) неизвестно? Или все-таки известно, пока есть учителя, которые интересы ребенка ставят на первое место?
Фото Василия Петухова