10 мая 2011, 12:21

С чего начинается Родина?

Вепс сааму не товарищ? Как живется малочисленному народу в Лапландии и Карелии, выяснила корреспондент "ТВР-Панорамы".

Недавно по приглашению Министерства иностранных дел Финляндии вместе с коллегами из других российских городов я побывала в финской Лапландии. Этот регион уже много веков населяют саамы – единственный народ, который проживает на пограничье сразу четырех стран - Финляндии, Норвегии, Швеции и России. Финны гордятся, что часть лопарей (так саамов раньше называли в России) проживает на их территории, и оказывают им всяческую поддержку.

В поездке родилась идея сравнить жизнь коренного малочисленного народа в Лапландии и Карелии. Как поддерживают финские власти саамов и что делает наше правительство для самого малочисленного народа в республике – вепсов? Легко ли живется тем, кто принадлежит к меньшинству?

Здесь сосны рвутся в небо, здесь быль живет и небыль

С типичной саамской семьей, Ниной и Йоуни Аннели, мы познакомились в лапландской провинции Инари, где живет большинство представителей этой народности. Уже 24 года супруги зарабатывают на жизнь традиционным саамским промыслом – оленеводством.

Нина Аннели


Дом семейства Аннели притаился в сосновом бору, ведь оленям нужны простор и свобода. Сколько здесь рогатых животных – десятки, сотни или, может быть, тысячи – не знает никто, кроме самих хозяев. Спросить у оленевода, сколько голов в его стаде, – все равно что полюбопытствовать, какая сумма лежит на его банковском счете. Интересоваться этим, во-первых, невежливо, а во-вторых, бессмысленно – ответа все равно не получишь.

Как рассказала Нина Аннели, оленеводство приносит неплохую прибыль, но и трудиться приходится не покладая рук. Продажа оленьего мяса — это только одна из частей бизнеса. Можно сказать, что каждая часть тела оленя приносит свою прибыль.

Например, рога продают рукодельницам - это очень популярный материал для изготовления разного рода изделий. Часть оленьих шкур покупают рыбаки – любители подледного лова. Считается, что на них очень удобно сидеть. А из шкуры с ног оленей Нина шьет традиционную саамскую обувь – каньги.

Традиционная саамская обувь - каньги


Диалоги с властью
Поддержка властей – главный фактор, помогающий финским саамам комфортно жить на своих исконных территориях. Сохранение культуры, традиций и образа жизни малого народа в Суоми - задача государственной важности.

У саамов есть собственные выборные органы – Саамские парламенты. В каждой из северных стран они от имени малого народа ведут диалог с правительствами. Саамские парламенты распределяют и контролируют средства, выделяемые государством на поддержку саамов, а также имеют право рассматривать любые вопросы, затрагивающие интересы малого народа.

Как рассказала представительница финского Саамского парламента Рауна Рахко, в последнее время в Финляндии много внимания уделяется развитию саамского языка. В Стране Суоми говорят на трех саамских языках: северносаамском, инари-саамском и колта-саамском. Различия между ними довольно незначительные, но для носителей они очень важны, и саамы обижаются, когда их языки называют диалектами.

Как «стать» саамом
В Финляндии принят специальный Закон «О саамском языке». Его принятие в 1992 году многое изменило. Если раньше саамский язык преподавался как обычный предмет, то теперь государство обязано организовывать обучение саамских детей с 1 по 9 класс по ряду предметов на родном языке.

Возможность вести преподавание на саамском есть не во всех финских школах. Но, например, в коммуне Инари, где живет большинство саамов, есть языковые классы для детей, говорящих на всех трех саамских языках.

Кроме того, в Инари с 1977 года работает Центр образования саамского региона. Здесь можно получить начальное профессиональное образование в области традиционных саамских промыслов и ремесел, причем совершенно бесплатно. Со студентов берут деньги только за материалы, с которыми они работают.

Сотрудник Центра образования саамского региона Марина Фалевич демонстрирует традиционный саамский костюм


Но немногие саамы стремятся получить образование и остаться в Лапландии. Самая большая проблема этого малого народа – миграция коренного населения. Саамы стараются уехать в другие, более южные регионы Финляндии.

Впрочем, выучить саамский они могут и за пределами Родины, если очень захотят. В Интернете можно найти курсы специальных языковых программ: для саамов, которые говорят, но не пишут на родном языке и для людей, желающих изучать его с нуля.

Вепсская битва

В Карелии проживает другой коренной малочисленный народ — вепсы. С просьбой рассказать, как они живут, мы обратились к председателю Общества вепсской культуры, старшему научному сотруднику сектора этнологии Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН, кандидату исторических наук, вепсянке Зинаиде Строгальщиковой.

На презентации перевода "Калевалы" на вепсский язык.  В центре - переводчик Нина Зайцева, слева - Зинаида Строгальщикова


По словам Зинаиды Ивановны, ситуация с поддержкой вепсов в Карелии по сравнению с другими регионами неплохая. Например, в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах и Хабаровском крае о них совсем не заботятся. Вместе с тем добиваться того, что  сейчас имеют карельские вепсы, им пришлось потом и кровью в течение многих лет.

Главным шагом к восстановлению прав вепсов было присвоение им статуса малочисленного народа. Сделать это было не так-то просто. Карельские вепсы боролись за него 8 лет, с 1992 года по 2000-й, и в конце концов добились своего.

Этот статус дает многое. Во-первых, по нашей конституции Россия обязалась соблюдать права коренных народов в соответствии с международными стандартами. Это значит, наше государство должно стремиться соблюдать права вепсов, как Финляндия соблюдает права саамов. Во-вторых, у вепсов  появляется право получать финансовую помощь правительства России — при условии регионального софинансирования.

Кстати, в Карелии на средства федеральной Программы социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов недавно была  построена первая очередь школы в селе Шелтозеро Прионежского района. Как рассказали в Государственном комитете РК по делам национальной политики, в Карелии помимо федеральных действуют также региональные программы поддержки коренного малочисленного народа.

Многое было сделано и руками самих карельских вепсов. Например, житель села Шелтозеро Рюрик Лонин открыл в 1967 году единственный в мире Вепсский этнографический музей. Созданный в 1936 году в селе Шелтозеро Вепсский  народный хор и сейчас является гордостью всей республики. В последние годы в Петрозаводске возникли несколько новых музыкальных коллективов, поющих на вепсском: «Рандойне», «Нойд», «Jousnen Jarved».

Дом Ивана Мелькина, построен в 1814 году. Сейчас -  Шелтозерский музей


Закон что дышло…
Вепсы государственную поддержку чувствуют и не спорят, что эти программы приносят пользу. Но не всем и не всегда.

К сожалению, российское законодательство очень несовершенно, - считает Зинаида Строгальщикова. - Главная проблема в том, что многие законы противоречат другу другу.

Взять, к примеру, закон «О языках народов России». Там черным по белому написано, правительство должно гарантировать изучение вепсского языка в школах, следить за регулярным изданием литературы на этом языке и так далее.

Но на деле этого не происходит. Например, в проекте закона «Об образовании», который разрабатывает сейчас Минобразования РФ, интересы коренных народов не учитываются. Органы власти закрывают в местах проживания малочисленных народов малокомплектные школы, учреждения культуры и здравоохранения, вынуждая молодежь выезжать из сел. В Ленинградской области именно так и поступили.

Вепсские девушки из Карелии на празднике в Вологодской области, 2009 год


В Карелии пока вепсы в этом плане больше защищены. В 2004 году правительством Карелии был принят республиканский Закон «О государственной поддержке карельского, вепсского и финского языков в Республике Карелия», что гарантирует преподавание вепсского языка  в школах Прионежья и финно-угорской школе Петрозаводска.

Но и здесь не все так просто. В Карелии сейчас нет ни учебников по вепсскому языку, ни специалистов, которые могли бы ему обучать. За последние пять лет учебники изданы только для 1 и 2 класса, а воспитателей для детских садов и учителей начальной школы с знанием карельского и вепсского языков не готовят уже два года.

Не хватает денег и людей
Еще одна проблема, с которой сталкиваются не только вепсы, но и все коренные малочисленные народы России, - нехватка денег. С 2009 года федеральные власти сильно сократили финансирование на поддержку коренных народов. Как пояснили власти, в связи с кризисом.

Правительство России ежегодно выделяет 240 миллионов рублей на поддержку всех коренных народов, а их в федеральном списке всего 40. До кризиса эта сумма была в два с лишним раза больше - 600 миллионов. И, хотя страна из кризиса вроде бы вышла, снова ее увеличивать власти не торопятся.


Вепсский исторический календарь. На каждой странице месяца - рассказ о событии, важном  для вепсов


Кроме того, не хватает активных людей, которые могли бы «продолжить борьбу» за права родного народа: писать проекты, программы и продвигать их на федеральном и международном уровнях. Людям, как правило, не до этого, - им бы семью прокормить. И это проблема не только малых народов, таких как вепсы и саамы, но и всех россиян. Люди уезжают из родных деревень, сел, городов и даже из страны в поисках лучшей жизни.

Вепсам нужна «раскрутка»
Если поездка в Финляндию меня просто порадовала, то исследование жизни карельских вепсов заставило задуматься. Здорово, что наш малый народ поддерживают лучше, чем в других регионах страны, но с саамами вепсов в один ряд все равно не поставишь. А ведь по закону наш малочисленный народ должен обладать точно такими же правами.

Боюсь, финские журналисты в пресс-тур по Карелии в ближайшее время не поедут. А жаль. Ведь и нам есть что показать и о чем рассказать.

Обидно, что проблемами вепсов занимаются только сами вепсы. Почему мы не гордимся, что они у нас есть? Ведь в России, как выяснилось, всего несколько десятков малочисленных коренных народов.

Шелтозеро с его достопримечательностями, Вепсский народный хор, редакция вепсской газеты «Kodima»... Можно было бы организовывать поездки не хуже той, в которую пригласили нас финны. Горько становится от мысли, что сегодня это мало кому  нужно.

Справка «ТВР-Панорамы»

До середины XX в. карельские вепсы проживали в юго-восточной части республики. В  1926 году они составляли значительную часть населения.

В период с 1930 по 1937 год в СССР делом чести государства считалась ликвидация неграмотности. А поскольку ее быстро можно было ликвидировать, обучая детей на родном языке, то для всех малочисленных  народов начали создавать письменности.

Калитки -любимая выпечка вепсов


В Карелии вепсских детей, как и карельских, пытались обучать на финском языке, но получалось плохо. В начале 1937 года в Шелтозерском районе все-таки решили перевести обучение в школах на вепсский язык. Но к этому времени у СССР и Финляндии испортились отношения, и развитие народов, родственных финнам, было решено не поддерживать. В конце 1937 года использование вепсского языка было запрещено.

Отношение властей к вепсам изменилось с конца 80-х годов. В 1989 году восстановили вепсскую письменность, началось изучение вепсского языка в школе, подготовка специалистов и учителей по вепсскому языку в Петрозаводском университете. С 1993 года издается газета «Kodima», регулярно ведутся теле- и радиопередачи на вепсском языке.

В рамках реформы местного самоуправления в 1994 году была образована Вепсская национальная волость. Шелтозерское, Шокшинское и Рыборецкое сельские поселения — территории проживания вепсов, которые к тому времени уже имели статус национальных  сельсоветов - объединились в волость, которая стала функционировать как самостоятельный район. Однако при новой реорганизации местного самоуправления в 2006 году она была  расформирована.

Кстати
Саамов, которые занимаются народными промыслами, поддерживают и государство, и Евросоюз. Например, на каждого живого оленя полагается компенсация от Евросоюза в размере 23 евро в год. По словам Нины Аннели, это неплохое подспорье для семьи и стимул для того, чтобы работать честно.

Вепсский народ проживает на территории трех регионов — Ленинградской и Вологодской областей и Карелии. Сейчас вепсов в нашей республике осталось 5 тысяч, 3 из них живут в Петрозаводске. Всего, по данным Росстата, в Карелии сегодня живет в среднем 645,2 тыс. человек.

Фото автора и из архива Зинаиды Строгальщиковой