11 января 2013, 14:45

«Привет там Кире Найтли!»

<p>Как петрозаводчане снимались в британском фильме «Анна Каренина», который 10 января вышел в прокат в России (а также рецензия и афиша городских кинотеатров на выходные, 11-13 января).</p>

Предстоявшие в феврале прошлого года на острове Кижи съемки эпизодов британского фильма «Анна Каренина» не на шутку взбудоражили петрозаводчан. Неужели к нам приедет сама Кира Найтли?! Ведь именно она будет играть главную героиню в фильме режиссера Джо Райта. И пока поклонники и поклонницы голливудской звезды строили планы, как прорваться на Кижи во время съемок, стало известно, что Кира Найтли не приедет — все эпизоды с главной героиней фильма Джо Райт уже отснял у себя на родине. Зато тут же по городу разнеслась другая весть: в голливудском фильме будут сниматься петрозаводчане. «Артистам из народа» отведена роль крепостных зажиточного помещика Константина Левина. В связи с этим московские продюсеры для съемок выбирают «лица попроще».

Кому повезет «засветиться» в голливудском кино, по обрывочной информации город узнавал уже тогда, когда «крепостные» выехали на остров. В числе них — профессиональный актер из театра «Творческая мастерская» Юрий Максимов, трубач симфонического оркестра Карельской государственной филармонии Руслан Девликамов, оператор котельной Илья Емелин, участник команды КВН «13 факультет», пенсионер Геннадий Васильев, лаборантка медицинского факультета ПетрГУ Зоя Попова, самый «старый» Дед Мороз Петрозаводска Виктор Валдаев, заместитель председателя Объединения профсоюзов Карелии Анна Лопаткина. Каждый из этих «голливудских» персонажей был отобран организаторами съемки из 150 претендентов. Повезло же с их «незамысловатыми» лицами!

Слева направо: Зоя Попова, Илья Емелин, Анна Лопаткина, Руслан Девликамов, Юрий Максимов

С «Тамарой» ходили парой

Согласитесь, быть даже «точкой» в голливудском фильме все равно привлекательно! Именно такая роль была отведена на съемках Деду Морозу Виктору Валдаеву (затейник высшего класса, Виктор Михайлович уже 47 лет дарит новогоднее настроение петрозаводской детворе).

Точка — потому что Виктора операторы всегда снимали на заднем плане — то крепостной помещичий амбар закрывал, то просто колоритно шел по указанному режиссером направлению по заснеженной дороге, удаляясь от операторских камер все дальше и дальше.

Геннадий Васильев тоже был «точкой» и тоже все куда-то шел и шел…

«Ту леди» Анна Лопаткина с Зоей Поповой туда-сюда носили хворост.

— Леди мы были еще те, — рассказывает Анна, — в безразмерных зипунах, валенках, с красными от морозы и совершенно не накрашенными лицами!

Еще двое «крепостных», Юрий Максимов и Илья Емелин, всегда ходили парой.

— Илье, — рассказывает Юра, — сразу же приклеили бороду, а у меня — видимо, 30-градусный мороз так стрессово подействовал на организм — наутро борода выросла своя, так что и приклеивать не пришлось.

Илья и Юрий ходили по снежному озеру, со словами «Барин приехал!» дружно встречали у калитки Левина...

Собака? Нет, волк!

Крепостные как один говорят, что им очень понравилось работать с британским режиссером Джо Райтом: на киношной площадке он с актеров «три шкуры сдирал», а в свободное от съемок время легко и свободно общался со всеми и очень ценил шутку.

Юрий Максимов рассказал такой случай:

— Мы отдыхали в административной избушке, когда я увидел, что от здания пожарной охраны по льду в нашу сторону бежит Мишка (Юрий нередко бывает на Кижах и эту дворнягу давно знает). Мишка добежал до избушки и как вкопанный сел перед окном, не спуская с него взгляда. Британцы мигом решили, что это волк, и тут же схватились серого фотографировать на мобильные телефоны и смартфоны. Я же спокойно взял со стола кусок колбасы, чтобы угостить Мишку, и тут же услышал голос Джо Райта:

— Is it a dog? (Это собака?)

— No, it’s a wolf (Нет, волк!..).

Режиссер прыснул от смеха и заговорщески поднес указательный палец ко рту, мол, тихо, не мешай, ребята, — хищника снимают!

–Эпизод с Анной Карениной (актриса Кира Найтли) режиссер Джо Райт отснял у себя на родине

Театральные тулупы и грелки

И если ни настоящего волка, ни медведя британцы на Кижах так и не увидели, то экзотикой и настоящим испытанием для них стали крещенские морозы, которые в это время стояли на острове. 2 февраля, в последний день съемок, столбик термометра упал аж до минус 42 градусов.

Британцы знали, куда едут, и были готовы к карельским морозам. С собой у них были теплые куртки, штаны, меховые шапкиушанки. Кроме того, на острове и нашим, и англичанам выдавали разовые «грелки» — специальные пакеты с порошком, которые, спасаясь от холода, они засовывали в рукавицы и валенки. Несмотря на все предпринятые меры Джо Райту все равно «прострелило» спину. Под конец режиссер мог только или лежать, или полусидеть…

— Грелки и спасали, — вспоминают «крепостные», — а то ведь не всем нам барин выдал овечьи тулупы, кое-кому достались тоненькие, изящные — реквизит одного из московских театров. Вот и приходилось, чтобы не заболеть, надевать под него все, что только было с собой теплого.

Подвиг во имя киношного искусства совершил трубач симфонического оркестра Руслан Девликамов. «Крепостной» музыкант стойко играл на морозе, держа в замерзших руках не менее холодный инструмент. И чтобы при низкой минусовой температуре он не отказал, то и дело окоченевшими пальцами протирал его спиртом. Когда Руслан закончил игру, у него были обморожены подушечки пальцев, а вся группа стоя ему аплодировала…

Мешал не только мороз, но и неожиданные помехи, которые появлялись у съемочной группы. В один из съемочных дней, вспоминают «крепостные», когда солнце уже шло к закату, над озером появился истребитель. Все небо крылатая машина исписала вензелями, но, похоже, не спешила ретироваться. Пришлось операторам опустить камеру — верх- няя часть неба в кадр не вошла.

А в последний день съемок, под вечер, на озере вдруг появился «Буран». Какой же «Буран» мог быть в России XIX века?! Пришлось, опять же, терять драгоценное съемочное время, ждать, пока чудо цивилизации исчезнет из кадра. Слава богу, два дубля в тот вечер все же успели сделать! 

Артисты навсегда

 — Те, кто уже видел фильм, а его премьера в Британии состоялась в сентябре прошлого года, говорят, что мы мелькаем в кадрах и даже ничего не произносим, — говорит «крепостной» Виктор Валдаев.

Между тем «актеры из народа» испытывают «полный улет» от того, что судьба подарила им шанс сыграть в кино! На Кижи они ехали не за славой — за новыми приключениями. И пусть Кире Найтли привет от родных и близких передать так и не удалось, каждый из них с полным правом теперь может сказать: «Я играю в одном фильме с голливудской звездой!». 

Пока все мы только можем предполагать, как «прочитал» роман русского классика британский режиссер. Но очевидно, что 3 января, когда состоится всероссийская премьера британского фильма, наши «крепостные» уж точно проснутся знаменитыми!



Валерий КИЧИН: обозреватель "Российской газеты" по темам: кино, театр, культура:

"Анна Каренина" Тома Стоппарда и Джо Райта легко обошла все известные мне экранизации романа просто тем, что ее авторы обладают качеством, недоступным для большинства почитателей Толстого, - абсолютной свободой по отношению к шедевру. Никакого благоговейного придыхания, стремления иллюстрировать, соответствовать, хотя бы приблизиться и т.п. Ошеломляющее решение Райта показать российское общество как огромный нескончаемый театр, где люди послушно играют отведенные им роли, сразу сняло все соблазны что-то сличать, в чем-то уличать, искать несоответствия роману и вылавливать исторические неточности - то, чем так любят заниматься зрители экранизаций. Картину смотришь, словно впервые погружаешься в эту историю. И волнуешься так, словно не знаешь финал.

Режиссерское решение - мир-театр, жизнь-игра - оказалось универсально точным: Анна Каренина перестала играть, открыла себя настоящую и тем нарушила общепринятые правила. Истинная любовь в ее естественных проявлениях оказалась чувством стихийным, иррациональным, неуправляемым, но она и есть счастье. Анне это открылось, и она теперь другая. Ее уже не поймут ни это общество, ни строго по его законам живущий Каренин, ни, в конце концов, даже Вронский, нескрываемо испуганный разверзшейся перед обоими бездной. Искусственному миру театра противостоит жизнь простая и естественная - ее выбрал Левин, чудак-помещик, предпочитающий фальшивому блеску "света" крестьянский труд и сельскую безыскусность. Похоже, режиссер нашел единственно эффективный способ без зияющих потерь выразить в двухчасовом фильме главные идеи романа, в котором предшественников Райта интересовала история любви, измены и жестокости общества. Новый фильм - о противостоянии фальши и естественности, враждебности придуманного, выморочного мира истинному предназначению человека, которое, по Толстому, в любви и в труде. Он воплотил не сюжет книги, а бурю чувств и мыслей, которую она возбуждает в читателе... ПОДРОБНЕЕ В "РГ"


ГДЕ ПОСМОТРЕТЬ ФИЛЬМ В ПЕТРОЗАВОДСКЕ 11-13 ЯНВАРЯ?

11 января, пятница

"Мираж Синема в ТК "Тетрис" - 18.30, 21.30, 23.50 (цена билета 260 руб.).


"Мираж Синема" в ТК "Макси" - 17.55, 20,35,23.15 (250-280 руб.).


"Калевала" - 17.00, 19.30. (150-180 руб.)

12 января, суббота

"Мираж Синема в ТК "Тетрис" - 10.30, 13.30, 15.50, 18.30, 21.10, 23.50 (110-260 руб.).


"Мираж Синема" в ТК "Макси" - 13.45, 17.55, 20.35, 23.15 (150-280 руб.).


"Калевала" - 17.00, 19.30. (150-180 руб.)

13 января, воскресенье

"Мираж Синема в ТК "Тетрис" - 10.30, 13.10, 15.50, 18.30, 21.10, 23.50 (110-260 руб.).


"Мираж Синема" в ТК "Макси" - 13.45, 17.55, 20.35, 23.15 (150-280 руб.).


"Калевала" - 17.00, 19.30. (150-180 руб.)