Книжная культура Выголексинского общежительства
КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА ВЫГОЛÉКСИНСКОГО ОБЩЕЖИТЕЛЬСТВА сложилась в пределах Выголексинского помор. мон., крупнейшего старообряд. книжного ц. на Рус. Севере в кон. 17―1-й пол. 19 в.
Здесь существовали книгописные мастерские («грамотные келии»), в к-рых переписывали не только др.-рус. лит. пам., но и собственные выговские соч. В мон. трудились десятки книжников, к-рые писали во всех жанрах др.-рус. лит. (историография, агиография, гомилетика и т. д.), кол-во созданных ими произв. исчисляется сотнями.
Наиб. значимый период в истории выговской книжности ― 1-я пол. 18 в. Самые изв. писатели ― братья Андрей и Семен Денисовы, Иван Филиппов, инок Пахомий, Трифон Петров, Василий Шапошников, Андрей Борисов и др.
На Выге были созданы «Поморские ответы» А. Денисова (при участии С. Денисова, Т. Петрова и др.) ― гл. книга старообрядцев в полемике с офиц. православной церковью; «История об отцах и страдальцах соловецких» С. Денисова ― пов. о Соловецком восст. 1668―76; «Виноград Российский» С. Денисова ― собр. житий старообряд. мучеников; «История Выговской пустыни» И. Филиппова; житие одного из зачинателей Выголексинского общежительства Корнилия Выговского (1-я ред. ― Пахомий; 2-я ред. ― Т. Петров) и др.
Здесь было развито и ораторское иск-во: выговцы составляли проповеди (слова) в честь христианских праздников и святых (Зосимы и Савватия Соловецких, Александра Свирского, Александра Ошевенского и др.), надгробные и «воспоминательные» слова в честь своих умерших наставников.
Основатели и первые настоятели пустыни ― братья Денисовы ― пользовались здесь особым уважением и были прославлены в силлабической поэзии («Плач-печаль поет постница Марина») и житиях (жития Андрея и Семена Денисовых были составлены в 1780―90-е). Выговцы были первыми рос. палеографами и источниковедами: им удалось разоблачить подделки («Соборное деяние» на еретика Мартина и «Требник митрополита Феогноста»), на к-рые пошла господствующая церковь для полемики со старообрядцами.
Выговские авт. продолжили др.-рус. лит. традиции, но одновременно восприняли и новую, бар▒чную культуру, пришедшую в Россию благодаря польско-укр. влиянию во 2-й пол. 17 в. В отличие от ранних старообрядцев (протопопа Аввакума и др.), выговцы отказались от культурного противостояния общепризнанным писателям, к-рых считали своими идейными противниками, но у к-рых учились словесному иск-ву, переписывая их сочинения.
На основе общерос. риторик была составлена «Риторика-свод» (С. Денисов и М. Петров, 1730-е). Барочные черты выговской лит. выражаются в изощренности синтаксических и лексических риторических приемов, усложненности яз., «плетении словес». Барочной пышностью и изысканностью отличается и худ. оформление выговских рукописей.
Орнамент («поморский») выговских книг сложился под влиянием московского книжного иск-ва последней четв. 17 в. Для заставок-рамок характерны специф. объединение раст. мотивов и архит.- геометрических форм, яркость красок и отделанность деталей. Орнаментированный инициал (заглавная буква в нач. раздела текста) иногда пишется почти во всю высоту листа.
Был создан и особый почерк ― поморский полуустав, к-рый окончательно сложился к 1760-м. Поморские полууставные рукописи разошлись по всему Рус. Северу и оказали огромное влияние на духовную культуру края. В теч. мн. десятилетий выговцы составляли в своем мон. б-ку, приобретали для нее в разных городах древние рукописи и старопечатные книги. Здесь хранилась, напр., одна из древнейших славянских рукописей ― Выголексинский сб. 12 в. (жития Нифонта Констанцского и Феодора Студита).
После закрытия мон. в 1850-е б-ка была перевезена в Петропавловский кафедральный собор Петрозаводска. Ее описание составил Е. В. Бар-сов и опубликовал в 1874. Как единое собрание не сохранилась и долгое время считалась утраченной.
Лишь в 1980―90-е Е. М. Юхименко удалось разыскать в разных рос. собраниях более 70 рукопи-сей ― треть от того, что описал Е. В. Барсов. В Петрозаводске хранятся 6 из этих рукописей (Нац. архив Респ. Карелия), остальные ― в Москве и С.-Петербурге.
Лит.: Барсов Е. В. Описание рукописей и книг, хранящихся в Выголексинской биб- лиотеке. СПб., 1874; Неизвестная Россия: К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни: Кат. выставки / Отв. ред. Е. М. Юхименко. М., 1994; Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: Лит. и духовная жизнь: В 2 т. М., 2002.
А. В. Пигин