19 июля 2014, 15:00

Новый закон об ОСАГО: зло или благо?

Что ждет автовладельцев уже осенью? Об этом – в интервью с руководителем карельского филиала страховой компании.

Об изменениях, которые ждут автовладельцев и страховщиков в связи с новым законом об обязательном страховании автогражданской ответственности «ТВР-Панораме» рассказал руководитель карельского филиала одной из страховых компаний Георгий Любин.

– Георгий Александрович, какие изменения можно назвать самыми важными?
– Это, конечно, увеличение уже с 1 октября нынешнего года лимита выплат по ущербу автомобиля: со 120 тысяч руб. до 400 тысяч руб. А с 1 апреля 2015 г. – по жизни и здоровью со 160 тысяч рублей до 500 тысяч. Безусловно, для автовладельцев это несомненный плюс.  При этом следует иметь ввиду, что новые лимиты выплат будут распространяться только на договоры, заключенные после вступления в силу закона об ОСАГО.
К слову, сумму возмещения уже давно надо было повышать: прежняя, в 120 тысяч руб., действовала с 2003 года, когда был принят закон об ОСАГО. Тогда это были большие деньги, сейчас их стоимость гораздо меньше.
А вот общий лимит выплат (160 тыс. руб.) при нескольких потерпевших в ДТП с 1 октября отменяется. То есть если в аварию попало, скажем, три машины, и двум из них компания должна была выплачивать, то сумму в 160 тысяч делили на них пропорционально ущербу. Теперь же каждый пострадавший в ДТП может получить до 400 тысяч руб.

Вдвое увеличивается и лимит выплат по ДТП, оформляемым без участия полиции (по европротоколу). Если раньше это было 25 тысяч руб., то теперь – 50.

Но здесь надо принимать во внимание одну особенность. Допустим, оба участника ДТП пришли к общему мнению, что ущерб небольшой, сотрудников ГИБДД можно не вызывать, и написали в страховую компанию соответствующее заявление. Так вот если потом окажется, что ущерб составил больше 50 тыс. руб., то человек уже не сможет рассчитывать на возмещение ущерба, превышающего эту сумму. А ситуации с ошибками в стоимости ремонта не редки, поскольку часто не сразу выявляются скрытые дефекты.  Например, вы считаете, что ДТП – без серьезных последствий, нужно всего лишь поменять, скажем, бампер. Вы оформляете европротокол, а потом вдруг выясняется, что под бампером загнулся кузов, пострадала несущая конструкция, а это уже ремонт на сумму гораздо больше чем 50 тысяч…  То есть нужно очень хорошо взвесить: оформлять ли все через ГИБДД или по европротоколу. Надо всегда правильно оценивать ситуацию.  

– Еще одно нововведение – предельный износ автомобиля будет снижен с нынешних 80 процентов до 50. Что это значит?
– При определении стоимости возмещения ущерба учитывается степень износа деталей машины. Эксперты оценивают износ по определенным коэффициентам. Сейчас он может достигать 80 процентов. Однако в законе сказано, что максимальный износ теперь будет составлять не более 50 процентов. Иными словами, сумма выплаты увеличится. Выиграют от этого в большей степени владельцы старых автомобилей.

– А что это за положение нового закона об обязательном досудебном урегулировании?
– До принятия закона человек мог, минуя страховую компанию, сразу обращаться в суд, требуя возмещения ущерба. И суды обязаны были принимать такие заявления. Теперь в обязательном порядке сначала нужно обращаться именно в страховую компанию. Если человек в результате не согласится с суммой выплаты, то он должен написать претензию. Страховая компания ее рассмотрит и только если автовладелец снова будет неудовлетворен решением, только тогда он может идти в суд. Это нововведение позволит существенно разгрузить суды.
Кстати, сейчас у страховщика есть 30 дней с момента подачи автовладельцем заявления и всех необходимых документов на возмещение ущерба, а после вступления закона в силу этот срок сокращается до 20 дней.

Еще один важный момент: если раньше автовладелец мог обращаться либо в свою страховую компанию либо в компанию виновника ДТП, то теперь – только к своему страховщику.

– Сроки сокращаются, суммы выплат увеличиваются… Очевидно, что полис ОСАГО станет дороже. Намного?
– Точная цифра пока неизвестна. Предполагается, что удорожание составит от 18 до 24 процентов. Тарифы на ОСАГО должен будет утвердить Банк России. В разных регионах страны тарифы  разные. В Карелии они сегодня, на мой взгляд, вполне гуманные. Судите сами: заплатить за страховку 2-3 тысячи руб. и получить возмещение на 120 тысяч? Это совершенно несопоставимые цифры.
За одиннадцать лет существования ОСАГО в закон вносили изменения 24 раза. Последние поправки, вступающие в силу, это уже 25-я попытка найти баланс интересов автовладельцев и страховщиков. Однако, чтобы новый закон заработал, необходимо принять еще несколько десятков подзаконных актов.

Кстати
~ За незаконный отказ в заключении договора ОСАГО или навязывание дополнительных услуг страховщику после вступления закона в силу придется заплатить штраф в размере 50 тыс. руб.
~ Неустойка за просрочку выплат по ОСАГО будет составлять 1 процент от суммы выплаты (сейчас за нарушение сроков страховая компания платит 0,11 процента).
~ С 1 июля 2015 г. заключить договор ОСАГО можно будет в электронной форме.