28 декабря 2014, 17:00

На эколого-биологическом факультете ПетрГУ учат управлять природой

Этому факультету, который появился в университете одним из первых, в следующем году исполнится 75 лет.

О том, что сегодня представляет собой ЭБФ, рассказал его декан Эрнест Викторович Ивантер.
Сейчас на факультете учатся около 200 человек. Ежегодно мы принимаем 50-60 студентов, из них заканчивают бакалавриат не больше 40. Еще 20 мест есть в магистратуре. Зоология, ихтиология, ботаника, биохимия, биотехнология, экология, геоэкология, физическая химия — у нас огромный перечень дисциплин, которым мы обучаем.

Справка
Эколого-биологический факультет (до 1998 года – биологический) был организован в 1940 году в числе первых факультетов нового Карело-Финского государственного университета.
При факультете функционируют Кончезерская биологическая станция, Шелтозерская биологическая станция, ботанический сад, гербарий, лаборатория экологических проблем Севера, лаборатория функциональной экологии.
Места работы выпускников факультета – природоохранные учреждения и организации (экологические инспекции, заповедники, национальные парки), научно-исследовательские институты и лаборатории биологического, лесохозяйственного, сельскохозяйственного, экологического, биохимического, рыбохозяйственного профиля, высшие и средние профессиональные учебные заведения, школы, учреждения дополнительного образования, санитарная, ветеринарная и коммунальная службы, рыбоводческие и охотничьи хозяйства, озеленительные организации, ботанические сады и др.

На факультете мы делаем все для тех, кому учеба нужна. Если студентам что-то не дается, мы организуем дополнительные занятия, работаем с ними индивидуально. Мы хотим сохранить тех, кто у нас учится, и дать им образование. И мы имеем для этого множество возможностей. Это как у врачей: приходят больные, кто-то нуждается в меньшей помощи, кто-то в большей. Но никогда у доктора не возникает вопроса, оказывать пациенту эту помощь или нет. Это обязанность. У нас — то же самое.

Экологию в современном мире понимают как науку о загрязнениях. Но это ошибка. Экология — это наука о природе и ее структуре, которая позволяет грамотно и эффективно управлять природными ресурсами в наших интересах. Главная задача человека — быть накормленным, напоенным и одетым.

Задача экологии — рационально использовать то, что у нас есть. Природа — как корова. Если правильно ее доить и правильно кормить, она даст больше молока.

Я не могу сказать, что эколого-биологический факультет — самый интересный. Это будет неправдой. Все факультеты интересны. Когда ко мне приходят родители со словами «А где вы посоветуете учиться?» или «Говорят, ваши выпускники хорошо устроены, поэтому мы хотим отправить ребенка к вам», я всегда отвечаю, что критерий должен быть только один: идти нужно туда, куда хочется. Потому что если мама говорит «нужно идти в биологи» или «нужно идти в экологи» и сын или дочь слушается и идет учиться без интереса, то он должен понимать — это на всю жизнь. И всю жизнь придется свое время делить на две части — на неинтересную работу и интересное все остальное. И это вместо того, чтобы быть полностью счастливым.

Растения всякие важны

У нас очень сильный факультет. Треть преподавательского состава — доктора наук и профессора. На кафедре зоологии и биологии из 11 сотрудников — 8 штатных докторов наук. Такой доли докторов и профессоров нет ни на одной кафедре мира. И это правда.

У нас есть ботанический сад, он находится недалеко от Чертова стула. С одной стороны — это как зоопарк, туда можно приехать и посмотреть на необычные или редкие растения. С другой стороны — это живая лаборатория, уникальная, каких в городе больше нет. В свое время этот сад был сельскохозяйственной базой – что росло, то росло. Сейчас же там интереснейшие коллекции, туда интересно ездить на экскурсии.

Рыбоводство на практике

Мы стараемся, чтобы каждый студент за время учебы съездил на экскурсию в Санкт-Петербург, посмотрел зоологический институт и зоопарк. Наши ученики проходят практику в Москве, Мурманске, за границей. Уже 15 лет каждое лето группа наших студентов отправляется в Крым почти на месяц, где есть и программа обучения, и возможности для отдыха.

Я уверен: если образование замыкается лишь в стенах университета, то назвать его образованием нельзя.

В теоретическом корпусе на нашем факультете есть восемь лабораторий. Там, например, студенты изучают строение дождевого червя — и по учебникам, и «вживую». У нас большая коллекция обработанных формалином птиц, животных, на примере которых проще объяснить материал.

Меня часто спрашивают: «Востребованы ли ваши выпускники?». Я могу сказать одно: за всю историю существования факультета на учете в службе занятости не насчитается и десяти человек. Они все на работе. 65 процентов сотрудников института биологии карельского научного центра РАН — наши выпускники, в институте леса — больше половины. В форелеводческих хозяйствах, санэпидстанциях, заповедниках, национальных парках — наши бывшие студенты.

Составить гербарий непрсто, но интересно

После ряда изменений на федеральном уровне сейчас, чтобы поступить на специальность «Экология», нужно сдать ЕГЭ по географии. Это нелогично, и, скорее всего, со временем ситуация изменится. География — несчастный предмет, его заканчивают преподавать в 9-м классе, и, естественно, школьники его забывают. Потом ребята учатся еще два года и становятся абитуриентами. И если они хотят стать экологами, возникают проблемы. 
В этом году мы можем принять 25 человек на экологическое направление, но не факт, что найдется столько желающих. Поэтому мы готовы открыть для школьников бесплатные курсы по географии на базе университета. Если нужно, мы повторим их дважды или трижды.