06 октября 2015, 13:20

Карты, деньги, рок стола

<p>О «Пиковой даме», игре в карты, любви, страсти и роли случая</p>

4 октября Музыкальный театр открыл новый сезон премьерой оперы «Пиковая дама». Одним зрителям еще предстоит счастье познакомиться с новой постановкой режиссера Юрия Александрова, другие уже смогли испытать его в конце прошлого сезона. Среди них и директор Национального музея Карелии Михаил Гольденберг. 

— Люди ходят в театр... Зачем?
— Я уже 10 лет думаю, зачем люди ходят в музей? Наверное, как и в театр — за интересом. Миром движет интерес и страсть. И рок, и судьба, и случай... «Пиковая дама» — это гимн страсти и случаю.


Под впечатлением постановки, которая меня всего перепахала, я пригласил Юрия Исааковича Александрова в наш музей. Рассказал ему, что он находится в губернаторском доме — это квартира губернатора, сопряженная с офисом. Само здание и является нашим главным экспонатом. Нам выпал уникальный шанс расположить музей в памятнике старины федерального значения на главной площади губернского города, в присутственных местах, где жил главный чиновник.
В музее есть два «чиновничьих» зала: кабинет и квартира чиновника. Любопытно, что в квартире одна из смысловых точек — ломберный стол для игры в карты.

Фрагмент экспозиции Национального музея Карелии.

— Игра в карты была так популярна в среде провинциальных, а точнее, петрозаводских, чиновников?
— Конечно, да и что делать в этом заснеженном, самом маленьком в России губернском городке, который, кстати, все хотели понизить в статусе. В нем было мало развлечений. К тому же Петрозаводск был городом мужским: здесь жили мастеровые и чиновники, присланные сюда не по своей воле, большинство без семей. Не удивительно, что они искали себе занятия, и, конечно, главным развлечением была игра в карты. Играли много...

Ломберный столик в домах олонецких чиновников стоял вовсе не для мебели

— Почему вы так решили?
— Достаточно посмотреть на витрину археологии нашего здания, где представлены экспонаты, найденные во время его ремонта и реконструкции. В ней находятся бутылки, медицинские склянки, кирпичи, разнообразные курительные трубки... Но поскольку я вместе с коллективом пережил реконструкцию, ремонт двух объектов, то знаю, чего больше всего находили в цоколе.

— И что же это были за находки?
— В цоколе мы обнаружили игральные карты: разного типа, от классических, созданных по эскизам художника Адольфа Шарлеманя, до самодельных. Известно, что Гаврила Романович Державин бил своих подчиненных за пьянство, прогулы и игру в карты. Не спешите его осуждать. Человека надо оценивать моралью его времени, иначе получится ерунда. Впрочем, при Екатерине игра в карты была разрешена.

Карты,созданные академиком Адольфом Шарлеманем.

— А разве до этого игра была запрещена?

— Петр I запретил, потом разрешил, но не на деньги. Елизавета разрешила часть игр. При Екатерине игра стала разнузданным явлением. Известна история, как князь Александр Голицын проиграл свою молодую жену княгиню Марию Григорьевну (в девичестве Вяземскую) масону Льву Разумовскому. Правда, это случилось чуть позже, в 1799 году, через три года после смерти императрицы, но это отголосок того времени. Впоследствии Мария Григорьевна вышла замуж за Разумовского, и их брак был признан императором Александром Павловичем, внуком Екатерины II. Кстати, эта история послужила мотивом для создания Михаилом Юрьевичем Лермонтовым поэмы «Тамбовская казначейша». Так что игра шла по-крупному. Попытки запретить карточные игры были, но все они оказались малоэффективны.

— Женщины тоже играли в карты?
— Да, но в основном они гадали и раскладывали пасьянсы. Женщина не могла пойти в игорный дом, в казино, это — для мужчин. Но, повторю, играли много. Кстати, отдельная тема — карты в литературе.

Лев Николаевич Толстой был, пожалуй, самым неудачным картежником, а вот Николай Алексеевич Некрасов играл профессионально, выиграть у него было невозможно, но он специально поддавался цензорам. Это была скрытая форма взятки, чтобы в журнале «Современник», который он подхватил из рук Пушкина, появились произведения Гончарова, Герцена, Толстого, статьи Добролюбова...

— Понятно, что ставил на кон Некрасов, а в Олонецкой губернии на что играли?
— На все, но главным образом на деньги. И это — беда. Чиновники растрачивали государственную казну, причем неоднократно.

— Неужели такая игра шла в присутственных местах?
— В Петрозаводске было казино, об этом известно потому, что в 1875 году опубликован документ о его закрытии. Впрочем, дело не в наличии казино или статусе города ... Игра — это философия, во главе угла которой стоит случай. Удача, удовольствие, жизнь – все зависит от случая. Но игра — это еще и страсть. И в новой постановке Музыкального театра, в опере «Пиковая дама», эта тема звучит. Любая страсть разрушительна, в том числе и любовная. Герман страстный человек, и по натуре он разрушитель. Я таких людей знал: придет, все сломает... Ему самому плохо, но жизнь для него ерунда, а на миру и смерть красна...


После спектакля я стал благодарить Юрия Александрова за решение образа Германа, который появляется не в доломане и кивере с белым пером, а в черной офицерской форме времен Александра III, в сапогах: невольно возникают ассоциации даже с эсэсовцем... Юрий Исаакович поблагодарил за «удивительную и глубокую трактовку» и признался, что Германа пришлось одеть в то, что было и подошло по размеру... Мы посмеялись.

Германа обули в сапоги, которые  подошли по размеру

Я возьму эту веселую историю в свою коллекцию. И тем не менее, его величество случай, и в этот раз оказался «не случайным». Он все-таки сыграл на замысел режиссера. «Пиковая дама» — очень глубокая постановка, и я рад, что у нас появился театр такого высокого уровня.