08 декабря 2015, 10:59

«Финляндия попала в Татарстан». Председатель ЦИК Карелии раскрыл секреты будущих выборов

Впервые за 13 лет республика изберет в Думу своего «одномандатника», районы по-новому сгруппируют на выборах в Заксобрание, Петросовет приблизят к избирателям, а на селе смогут экономить при помощи многомандатных округов.

Глава Центризбиркома Карелии Алексей Бахилин рассказал о главных нововведениях на предстоящих выборах.

К Ленобласти присоединять не будем

— Алексей Евгеньевич, 18 сентября 2016 республика пройдет через большую избирательную кампанию — выборы в Госдуму, Законодательное собрание Карелии, Петросовет, будут выборы и в сельских поселениях. Самый большой интерес привлекают, пожалуй, думские выборы. Ведь нижняя палата будет снова избираться по смешанной системе — по партийным спискам и одномандатным округам. Последний раз такие выборы проходили в 2003 году. С тех пор у нас, как и в других регионах, не было своих «одномандатников». Сколько теперь их будет у Карелии?

— Действительно, в следующем году предстоит большая избирательная кампания. От республики в Государственную думу РФ предстоит избрать одного депутата-одномандатника. Это очень серьезные выборы. По своей масштабности они, в принципе, равны выборам главы Карелии. Чтобы победить, нужно заручиться поддержкой всей республики.

Это будет сложный процесс для самих кандидатов, предвыборных штабов, партий — потребуется очень много организационных усилий и труда для работы в каждом районе.

— «Одномандатников» будет ровно половина от числа депутатов Госдумы — 225 человек. А субъектов Федерации сейчас 85. Как же будут распределяться округа между регионами?

Алексей Бахилин

— Впервые за последние годы будет использована схема, которая лично мне очень импонирует. Каждый субъект России, если в нем до 500 тысяч избирателей или чуть больше, будет представлен одним депутатом, который избран по одномандатному округу. На каждые, условно говоря, следующие 500 тысяч избирателей дается еще один депутатский мандат. То есть для двух мандатов необходимо около 1 млн избирателей.

Плюс есть граждане, которые находятся за пределами Российской Федерации. Территориально их было сложно отождествить с каким-либо округом. Поэтому федеральным законом о формировании одномандатных округов все зарубежные территории распределены между разными регионами.

Например, Финляндия, как это ни удивительно, попала в Татарстан — была прикреплена к одной из его окружных избирательных комиссий. Потому что им не хватало небольшого количества избирателей для получения еще одного мандата. Так и с другими регионами. Карелии никто не достался, потому что у нас 540 тысяч избирателей.

— А могут ли часть одного региона присоединить к другому? Скажем, южные районы Карелии к Ленобласти.

— Нет, по одномандатным округам это исключено. Другое дело — выборы по партийным спискам. В действующем составе Думы есть депутаты, которые избирались от Карелии и Ленинградской области, от Карелии и Мурманской области. Такая ситуация может возникнуть и сейчас. Но это решение принимают сами партии.

Каждая партия решает, достаточно ли у нее поддержки, чтобы пройти от одного региона. Это оценка своего электорального ресурса. Кому-то, чтобы взять достаточное количество голосов, нужно объединить два субъекта, кому-то хватает одного. Единственный законодательный критерий здесь — регионы должны быть соседними.

«Мы ушли от ситуации, когда Кемь была разделена»

— А что с Заксобранием Карелии? Насколько я знаю, выборы в ЗС пройдут тоже в новом формате. Потому что летом депутаты сократили состав следующего созыва на 2016-2021 годы с 50 до 36 человек.

— Да, 18 депутатов в Законодательное собрание будут избираться по одномандатным округам. Еще 18 — по спискам политических партий. Соответствующие изменения приняты по нашему предложению, подписаны главой республики и буквально на днях вступили в силу.

При формировании округов мы, конечно, всегда учитываем возможность сохранить административно-территориальное деление, чтобы депутат был привязан к конкретному району. Однако это не всегда удается, особенно в свете последних изменений.

Сокращение депутатов ЗС РК привело к следующему. Районы, где меньше 30 тысяч избирателей (примерно столько составляет один одномандатный округ), должны с кем-то объединяться, но при этом они должны еще и граничить между собой. То есть некоторые депутаты будут представлять целый район, а другие депутаты два района — частично или полностью.

К примеру, Лоухский район объединяется с Кемским. И здесь другой схемы быть не может. Потому что Костомукша может объединиться только с Калевалой. Иначе некого будет присоединять к городу горняков, чтобы набрать около 30 тысяч избирателей.

Возьмем Пудожский район. Он граничит с Медвежьегорским. Возможность объединения с другими районами ограничена — нет общих границ. Лахденпохский район граничит только с Сортавальским: его тоже ни с кем больше не объединишь.

Раньше много было нареканий по разделенности Пряжинского района. Мы нашли возможность объединить его с Прионежским, что абсолютно логично с точки зрения работы депутатов.

Олонецкий район мы предлагаем объединить с Питкярантским. Суоярвский — с Муезерским. Часть Муезерского, правда, будет объединена с Беломорским районом, а другая часть Беломорского — с Сегежским. Сама же Сегежа, да и Беломорск, по численности избирателей — самостоятельные округа. Кондопога и Кондопожский район тоже будут одним самостоятельным округом.

Эта схема более понятна избирателям, в отличие от прежней. Мы, например, ушли от ситуации, когда Кемь была разделена — одна часть была с Беломорским районом, другая — с северными районами. Теперь это полноценный округ.

— Мы все говорим про районы. Что изменится в Петрозаводске, сколько здесь будет округов?

— Вместо девяти одномандатных округов в столице Карелии останется семь. То есть Петрозаводск теперь будет представлен семью депутатами. Мы укрупнили округа, но попытались сохранить существующий формат. При этом мы исходили опять же из критерия численности в 30 тысяч избирателей и самодостаточности территорий. Если территория, скажем, за железной дорогой, то она вся и составляет округ. Территория после «железки» к ней не присоединяется.

— А как будут выглядеть выборы в ЗС по партийным спискам? Партии тоже получат право объединять районы по своему усмотрению — как на думских выборах?

— Каждая партия сможет выдвинуть максимум 59 кандидатов по спискам. В общереспубликанскую часть (так называемые «тройки», «пятерки») можно будет включить до пяти человек. До трех человек разрешено включать в территориальные группы, которые совпадают с одномандатными округами. То есть округа для «одномандатников» будут округами и для выборов по партспискам. В этом отличие выборов в ЗС РК от думских. Соединять округа партии не смогут.

Приближение к избирателям

— Кстати, на выборах в Петросовет по партспискам не будет «троек» и «пятерок». То есть не будет той головной части, которая есть на выборах в Заксобрание. Это сделано, чтобы приблизить депутатов к избирателям. Чтобы они имели связь с конкретным округом, конкретными улицами и домами, а не просто избирались сторонниками той или иной партии от всего города. Ведь вопросы местного самоуправления — это все-таки местные вопросы. Здесь должно быть меньше политики и больше работы.

— А сколько будет «одномандатников» и «списочников» в Петрозаводском городском совете?

— Если Петросовет все-таки сократит свою численность с 30 до 28 человек (это инициативна самих депутатов), Петрозаводск будет поделен на 14 одномандатных округов. По этим же округам будут избираться и «списочники», разделенные на внутригородские группы. В каждой из групп может быть от одного до трех кандидатов.

— А зачем сокращать Петросовет? В отличие от ЗС РК, это не приведет к экономии на зарплате. В Петросовете ее получают всего три депутата.

— Смысл в другом: совместить 14 округов по выборам в Петрозаводский городской совет с 7 округами по выборам в Законодательное собрание. Чтобы в один округ ЗС входили два округа Петросовета. Это значит, что представлять конкретную территорию будут сразу три депутата — два на муниципальном уровне и один на региональном.

Эта система позволит выстроить взаимосвязь депутатов между собой и распределить ответственность. Они будут вместе работать над наказами избирателей. Очень удобная, на мой взгляд, конструкция, которая позволит слаженно добиваться результатов.

Право на бремя

— Расскажите про еще одно нововведение — многомандатные округа. Как в этом случае будут проводиться выборы и зачем вообще эти округа?

— Многомандатные округа нужны для минимизации расходов на проведение выборов. Ведь многомандатный округ — это несколько объединенных одномандатных. От него может избираться, скажем, пять депутатов (по закону, максимум 10) через рейтинговое голосование, когда в бюллетене нужно поставить пять галочек из, например, пятнадцати. Пять человек, которые больше всех наберут голосов, и станут депутатами.

Плюс таких округов в чем? Если кто-то из народных избранников сложит полномочия или переедет в другую местность, оставшиеся все равно будут представлять эту территорию в совете поселения. Отпадает нужда в проведении бесконечной череды повторных и дополнительных выборов в поселках и деревнях.

Но подчеркну: многомандатные округа — это не обязанность. Мы дали только инструмент для экономии. Муниципальные образования сами могут выбирать систему — ту или другую. Если хотят нести бремя постоянных расходов — это их право.