02 марта 2015, 12:22

Дети богатых родителей хотят быть юристами, бедных – полицейскими

<p>Как влияют уровень благосостояния родителей на профессиональный выбор выпускников.</p>

Министерство труда и занятости Карелии обнародовало итоги социологического исследования, посвященного вопросам получения высшего образования в Карелии. На вопросы анкеты, которую раздавали участникам опроса в 2014 году, отвечал кто-то один из родителей выпускников, наиболее осведомленный в вопросах учебы 11-классника. Всего было собрано около 1400 анкет. Примечательно, что в подавляющем большинстве случаев отвечали на вопросы матери, а не отцы. Кстати, в каждой третьей анкете уровень образования отца вообще не указан, что натолкнуло исследователей на мысль о том, что каждая третья семья – не полная.

Для того, чтобы получить максимально полную и объективную картину, специалисты спрашивали родителей и об уровне материального достатка в семье. Только 23 процента всех участников опроса считают материальное положение хорошим (среди них больше петрозаводчан). Более 40 процентов отвечавших на вопросы жителей Карелии не имеет возможности совершать крупные покупки. 27 процентов вынуждено брать в долг на покупку бытовой техники или отдых. Еще пять процентов считает, что живет, фактически, за чертой бедности.

99 процентов выпускников на момент опроса уже определились с местом учебы. Только пять человек из опрошенных заявили, что их ребенок не будет учиться где-либо после 11 класса школы. Более того, около 40 процентов родителей написало в анкетах, что их отпрыски уже выбрали конкретное учебное заведение. При этом 80 процентов респондентов заявило, что дети желают учиться в вузах.

«Только в каждой пятой семье дети ориентированы на обучение в техникуме или колледже: 6% будут поступать туда для освоения профессии квалифицированного рабочего, 13% - специалиста со средним профессиональным образованием. Надо отдавать себе отчет, что многие из тех, кто ориентирован на учебу по образовательным программам среднего профессионального образования, часто оставляют школу после 9-го класса», сообщается в аналитической записке.

В большинстве семей (59%) рассчитывают, что их ребенок-одиннадцатиклассник будет получать профессиональное образование в образовательных учреждениях Карелии, 41% рассчитывают поступить в столичные (Москва и Санкт-Петербург) образовательные учреждения, 5% ориентированы на учебу за рубежом. При этом если местные сузы устраивают и родителей и будущих абитуриентов, то высшие учебные заведения Карелии лишь ненамного обгоняют в рейтинге популярности те, которые находятся за пределами региона.

При этом, чем лучше материальное положение в семье, тем меньше процент вероятности того, что ребенок отправится учиться в местные учебные заведения. 70 процентов – для тех, чей достаток совсем невелик и около 50 для тех, кто охарактеризовал материальное положение семьи как хорошее.

Самые популярные профессиональные сферы среди одиннадцатиклассников в 2014 году - полиция и безопасность (13%), медицина, педагогика и социальная сфера, юриспруденция (по 12%), военная служба, экономика и финансы (по 11%), информационные технологии (10%).

«В семьях, где у родителей есть высшее образование, дети чаще ориентируются на юриспруденцию (это характерно также для семей с высоким уровнем материального благополучия, где также важной оказывается сфера экономики и финансов) и информационно-вычислительные технологии и реже – на полицию и безопасность и педагогику», отмечено в сообщении Минтруда РК.

При этом родители убеждены – на выбор профессии оказывают влияние склонности самого ребенка. К советам родственников прислушивается только 18 процентов выпускников.

При этом 75 процентов родителей готовы смириться с выбором ребенка, даже если этот выбор не нравится старшему поколению. Давить готово только два процента.

Около шести процентов не знают, как помочь школьнику с выбором будущего профиля, 44 процента родителей полагает, что, рассказывая о профессии, помогают ребенку.

Вывод, который делают исследователи – родители карельских выпускников не слишком утруждают себя профориентационной работой, ограничиваясь беседами, и полностью доверяют этот важный выбор ребенку.

Родители также считают, что профориентационной работой должны заниматься в школах либо в других организациях, а не дома.