15 февраля 2011, 10:11

Андрей Мазуровский: «Ника будет всегда!»

Потому что она богиня победы, значит, в любой трудной ситуации умеет находить выход. Вот и ее тезка, известная в Карелии телекомпания, старается смотреть на жизнь со знаком «плюс». Именно под таким девизом живет «Ника Плюс» вот уже 20 лет.

Пустые полки в магазинах, колбаса и даже мужские носки по талонам. Сейчас и представить себе такое сложно, особенно людям молодым. А ведь все это было не так и давно, всего 20 лет назад. Именно в то непростое время появилась «Ника» – первая в Карелии негосударственная телекомпания.


Ее создал вместе с товарищами Андрей МАЗУРОВСКИЙ, тогда – директор «Ники», а сегодня – председатель совета директоров, главный редактор «Телестанции НКМ». В преддверии 20-летнего юбилея телекомпании (сегодня – уже целого медиахолдинга) мы говорим о ее прошлом, настоящем и будущем.

– Тогда не только еда и одежда были в дефиците, но и телепродукция, – вспоминает Андрей Афанасьевич. – Голубые экраны Карелии транслировали всего три программы – Первую, Вторую и Ленинградский канал. И люди, включая телевизор, уже примерно знали, что там увидят.
В новостях рассказывали о том, как у нас все хорошо, хотя это было совсем не так. От официоза, заполнившего все средства массовой информации, устали и зрители, и сами журналисты. Я тогда работал в ГТРК, и у нас с коллегами, Сергеем Никулиным, Павлом Резниковым и Александром Захаровым, родилась идея создать собственный канал. Помог нам в этом вышедший в 1990 году закон «О печати», который разрешил любому желающему создавать газеты, радиостанции и телеканалы. Мы решили попробовать.

– Сразу все получилось?
– Мы и сами не ожидали. Кабельное телевидение, которое сначала могли смотреть только жители Кукковки, стало для петрозаводчан почти чудом. К трем стандартным каналам добавились международная спортивная программа «Евроспорт» и оригинальная программа «Ника».
Наши зрители были в прямом смысле слова впереди планеты всей: смотрели то же, что и западные соседи. Собственно, у них через спутник мы и брали сериалы и самостоятельно их озвучивали. Делал это полиглот Сергей Спиридонов. Это, конечно, было чистой воды пиратство, но жители Карелии были по-настоящему счастливы. Например, тайны «Секретных материалов» «Ника» раскрыла раньше центральных телеканалов, а герои знаменитого мультсериала Том и Джерри впервые (по крайней мере в Карелии) заговорили по-русски голосом Михаила Спирова.
Быть абонентом «Ники» стало настолько престижно, что даже при обмене квартир среди первых вопросов был: «А в доме есть «Ника»?».



– И рекламу стали делать, как на Западе?
– Мы тогда даже не понимали, что на этом можно зарабатывать. К тому же в 1991 году в столице республики и рекламировать-то, по большому счету, было нечего. Нам пришлось делать первые шаги, учиться этому. Реклама на «Нике» появилась в 1993-м. В тот период рекламный герой (в этой роли был Геннадий Залогин) произносил фразу: «Это не фокус! Это – эффект!» Эту фразу вскоре освоили кукковские школяры и употребляли ее при случае, где только можно. Что он рекламировал, сейчас вспомнить сложно, но слоган многим в душу запал. Хотя в то время даже такого слова, слоган, никто не знал.

– Какие цели вы ставили перед собой тогда, и все ли из задуманного удалось воплотить в жизнь?
– Все и даже больше. Первого серьезного успеха мы добились уже в 1991 году, когда случился путч. Никто ведь тогда толком не знал, что происходит в стране. 19 и 20 августа мы показали жителям Петрозаводска с помощью канала CNN громкие события, происходившие в Москве. Три дня фактически жили на работе, нам друзья приносили еду, как декабристам (смеется).
Трансляция шла на английском языке, и к нам выстроилась огромная очередь из желающих ее переводить. Друзья спрашивали: «Андрюха, ты что делаешь? Вас же закроют!» Но мы не побоялись показать правду, и я считаю, это дорогого стоит. Мы уже тогда заявили о своей гражданской позиции – говорить не так, как надо, а так, как есть.

– По-прежнему придерживаетесь этой позиции?
– Наш главный принцип – быть объективными, не навязывать людям своего мнения и оценки происходящего. Хотя должен признать, что абсолютно свободного телевидения нет и быть не может. Журналист зависит от редактора, редактор – от учредителя. У каждого свой взгляд на жизнь, свое мировоззрение.
Закон о СМИ, появлению которого мы так радовались 20 лет назад, сегодня, к сожалению, почти не исполняется так, как это прописано. Государство пытается надеть на газеты, радио и телевидение намордник и заставить плясать под свою дуду. Не могу сегодня без горечи включать «НТВ», канал, когда-то создававший одни из лучших новостных выпусков в стране. Там практически не осталось интересных программ.



– А «Нику» вы считаете свободным СМИ?
– Максимально свободным, еще раз подчеркну, в существующих условиях. У нас есть ряд принципов, которых мы стараемся придерживаться. Мы не оцениваем события в новостях. Для этого у нас есть специальные аналитические программы. К сожалению, некоторые современные СМИ нередко «грешат» тем, что подают информацию в уже обработанном виде, под, так сказать, нужным соусом.
В наших новостях вы не увидите место какого-либо происшествия в таком виде, в котором сейчас их показывают в новостях на «НТВ». Люди устали от негатива и насилия, поэтому все эти годы мы работаем по девизом «Смотри на жизнь под знаком плюс!». Это совсем не значит, что мы занимаемся лакировкой действительности. Просто любой выпуск новостей, состоящий из сюжетов на серьезные темы, стараемся разбавить парочкой позитивных новостей.

– «Ника» – единственный карельский канал, который каждый год побеждает в различных конкурсах. Как вам это удается?
– Безусловно, это заслуга наших сотрудников. Коллектив «Ники» – это самое большое ее богатство. За двадцать лет он поменялся всего два раза, то есть текучки кадров у нас практически нет. Некоторые сотрудники, например, Алексей Зубов, Алексей Чемоданов, Сергей Спиридонов, «переросли» телекомпанию и ушли работать в федеральные СМИ. Сейчас этих людей знает вся страна, и мы гордимся, что они начинали вместе с нами.
Я считаю, что наш коллектив – по-настоящему большая семья. Может, это как-то пафосно прозвучит, но это так. Наши сотрудники не только рабочее, но и свободное время часто проводят вместе. Мы иногда выезжаем куда-нибудь вместе, проводим «междусобойчики».
Когда работается комфортно, всегда есть результат. Мы ведь делаем такие вещи, которых никто не делает. Например, стремимся сохранить историю Карелии: создаем передачи о людях, причем не о политиках и чиновниках, а о простых жителях республики, которые чего-то добились в жизни. В специальном цикле передач мы рассказали более чем о пятистах человек, которыми Карелия может гордиться.

– Можете сделать прогноз, сколько еще проживет «Ника»: 10 лет, 20, 30?
– Ника будет всегда! Богине победы ведь уже тысячелетий пять, как минимум. Еще древние греки посвящали ей скульптуры, храмы и гимны.
Ника, или Виктория, всегда была символом успешного результата и вестницей победы. А телекомпания «Ника» – это самое большое, что я сделал в жизни. Очень долго мне приходилось заниматься тем, чем надо, и вот теперь, наконец, я делаю то, что мне нравится. Надеюсь, наша покровительница будет помогать мне и коллегам еще долго.



– Чему она будет покровительствовать в ближайшее время?
– 20 февраля этого года мы открываем новый круглосуточный информационный канал. Мы хотим делать такие новости, которые будут 24 часа в сутки рассказывать жителям Карелии о том, что происходит у нас в республике. Конечно, будут в выпусках и новости Северо-Запада, и страны. Но всех секретов я раскрывать не буду. Поверьте, мы еще многих удивим.


Кстати

Днем рождения «Ники» считается 22 февраля 1991 года. С этого дня в петрозаводском районе Кукковка начала регулярное вещание сеть кабельного телевидения компании «Ника». Более трехсот абонентов получили возможность смотреть телепередачи по пяти каналам.

Многие ветераны «Ники» до прихода в телекомпанию работали в ГТРК республики. Среди них и создатели знаменитой передачи «99-209» Сергей Никулин, Игорь Янин, Александр Захаров, Сергей Спиридонов.


Справка «ТВР-Панорамы»
«Ника» прошла огромный путь от первых абонентов кабельных сетей до медиахолдинга, который объединяет несколько телевизионных эфирных каналов, кабельное вещание, две радиостанции и крупнейшее в Карелии рекламное агентство. Сегодня медиахолдинг «Ника» – это:
– телекомпания «Ника»;
– телеканал «Ника Плюс»;
– телеканал «СТС-Карелия»;
– «Наше радио»;
– «Дорожное радио»;
– Издательский Дом «ПетроПресс»;
– рекламное агентство «Промо»
– цифровое телевидение.
 
Телекомпания «Ника» – официально признанная лучшая станция телеканала RenTV, сетевым партнером которого она является, на ее счету – больше 15 дипломов за победы в федеральных конкурсах и многие другие награды.

Фото Виталия ГОЛУБЕВА

 

Обсудить
43823