21 декабря 2014, 11:31

«2015 год будет сложным для всех»

<p>Карельский эксперт-экономист о том, что ждет нас в следующем году</p>

Карельский эксперт-экономист о том, что ждет нас в следующем году

Каким будет с точки зрения экономики наступающий год? Этот вопрос сейчас волнует, пожалуй, даже тех, кто обычно экономикой не интересуется. Панические настроения в обществе растут.  Что желать обычному петрозаводчанину, чтобы не стать жертвой кризиса?  И для кого 2015 год станет особенно трудным, газета «П» узнала у карельского эксперта-экономиста, заместителя директора Института экономики Карельского научного центра РАН Евгения Жирнеля.

По словам Евгения Викторовича, состояние экономики Карелии сейчас зависит не столько от внутренних рисков, которые тоже никуда не делись, а от внешней экономической ситуации. «Давать прогнозы сейчас – достаточно сложно. Экономисты дают прогнозы с достаточной долей условности.  Если бы кто-то точно знал, что будет завтра, первое, что он бы сделал, стал бы долларовым миллионером.  Ситуация меняется каждый день», сразу же объяснил экономист.

Ситуация меняется очень стремительно.  Настолько стремительно, что интервью министра экономического развития России Алексея Улюкаева приходится переписывать во время подготовки к печати в федеральных СМИ несколько раз, потому что материал, не успев выйти в печать, уже теряет актуальность.

Мы все надеемся на то, что обойдется

Некоторое время назад Евгений Викторович, делая по нашей просьбе прогноз на ближайшее будущее, сравнил экономическую ситуацию с зоной турбулентности.  Однако дело обернулось скорее проблемами с самолетом, чем обычной тряской по воздушным ямам.

-И это очень опасно. Конечно, мы все надеемся на то, что все обойдется. Но при этом понимаем, что вовсе не обязательно все будет хорошо. Сценарий очень плохого развития событий сегодня, естественно, присутствует. Более того, является не просто гипотетическим, а одним из вероятных. Проблема в том, что в одной временной точке сошлось сразу несколько негативных обстоятельств, объяснил Жирнель.

Одно из главных обстоятельств – осложнения во внешнеполитической обстановке. Санкции оказывают свое влияние.  И в следующем году негативное влияние сохранится и на финансовом, и на валютном рынке. «В ближайший год мы будем наблюдать все проявления западных санкций. Связано это будет с тем, что курс рубля будет нестабильным, ситуация вряд ли вернется к тому, что мы имели полгода назад. Тенденция на ослабление рубля будет продолжаться. Происходить все это будет в условиях больших колебаний. Хотя амплитуда и будет постепенно затухать. Впрочем, только в том случае, если не будет какого-нибудь нового стресса для экономики России», - предположил собеседник газеты «П».

Более того, негативные последствия санкций постепенно мы сможем увидеть не только на финансовом рынке, но и в других экономических сферах. Менее доступны станут кредиты – и для населения, и для бизнеса. «Что это значит? Это значит, что развитие потребительского рынка, которое мы наблюдали в последнее десятилетие, будет испытывать серьезные  трудности. В принципе, мы эти проблемы в последний год наблюдаем», - отметил карельский экономист.

Нефть все дешевле…

Второй серьезный фактор, с которым мыс толкнулись, и в который никто не хотел верить, как в злой сон -  дешевеющая нефть.

-Гипотетически этот вариант рассматривали. И он был заложен как один из вероятных сценариев в Концепции социально-экономического развития России, или как ее называют Стратегии - 2020,  но все равно была надежда, что он не сбудется. Очевидных предпосылок к удешевлению нефти не было, в дешевой нефти, по большому счету, никто вроде бы и не заинтересован. Но оказалось, что ситуация на самом деле иная. Нефть дешевеет. И никто не знает, до какого уровня будет падать ее цена. Недавно казалось, что 60 долларов за баррель – это очень низкая цена сегодня уже озвучивают цифры и меньше. Для экономики и бюджета России эти цифры уже достаточно критичны, - пояснил замдиректора Института экономики.

 Западные санкции не ограничиваются только финансами. Они связаны и с импортом технологий и оборудования, и оказывают влияние на сырьевые компании, которые, к примеру, добывают в России ту же нефть и определяют то, насколько будет наполнен наш бюджет.  Мы сами не производим высокотехнологичное оборудование, которое нам необходимо.

Назад в СССР?

Негативно на экономике скажется и произошедшая девальвация. Рост цен будет выше, чем предполагалось ранее. По данным Центрального банка инфляция в первом квартале 2015 года достигнет 11,5%. По итогам же года она составит 8%. Однако это очень оптимистичный прогноз и верится в него с трудом. В 2015 году возможна отрицательная динамика ВВП страны. При этом ЦБ в своих прогнозах исходил из так называемого «стрессового сценария», который предполагает снижение цены на нефть до 60 долларов за баррель. Уже сегодня можно сказать, что этот сценарий из вероятного превратился в реальность.

Надеяться на то, что все можно решить с помощью импортозамещения – не приходится. Потому что это – задача не одного года. Во многих отраслях начинать нужно с подготовки инженерных кадров и разработки своих технологий. Даже те продукты, которые мы искренне считаем отечественными, зачастую производятся из импортных составляющих. За примером далеко ходить не надо, он прямо тут, под боком. Карельские сувениры – все эти льняные рубашки с заонежской вышивкой и сумки производят из привозного льна.

Переход к замкнутой экономике – это  никому не нужный возврат в советское прошлое, полагает  карельский экономист. Да и задачи такой не ставится. Задача импортозамещения – это не полная замена импорта. Прежде всего, это задача производства конкурентоспособного отечественного продукта. Потребитель после длительного периода изобилия товаров на прилавках не будет покупать отечественный товар только из патриотических соображений. А для того, чтобы сделать конкурентоспособный товар необходимо лучшее сырье, лучшие технологии, низкие затраты на производство. В условиях глобализации эта задача решается путем развитой международной торговли. Можно ли совсем обойтись без импорта? Конечно, нет.

Но с другой стороны, наша  зависимость от импорта в условиях дорогого евро и доллара может обойтись недешево – ведь цена на эту самую составляющую будет подниматься.

Рассчитывать на значимый положительный эффект от девальвации, который мы наблюдали в 98-м году, не приходится. Тогда в стране было много незадействованных производственных предприятий, которые простаивали с начала 90-х. Сейчас для того, чтобы увеличить выпуск отечественных товаров нужно строить новые заводы. Кто их будет строить? Инвесторы сегодня не спешат вкладывать свои средства в российскую экономику. Кредиты становятся менее доступными. Да и подорожавший доллар вносит свои коррективы. Для приобретения зарубежного оборудования, даже пусть китайского, в рублях теперь нужно в два раза больше средств, чем еще полгода назад. Многие проекты в таких условиях теряют свою коммерческую привлекательность.

Цены летят, словно птицы…

«Фактически цены поднимутся если не на все, то практически на все продукты, - предположил Жирнель».

Всю «прелесть» продуктовых санкций мы начнем ощущать уже весной, если не раньше. Во-первых, это сезонный фактор – запасы сельхозпродукции к этому времени серьезно сокращаются. Во-вторых, к этому времени  произойдет переоценка всех затрат согласно новым курсам валюты.

Особенно ощутимо инфляция ударит по социально уязвимым слоям населения. Так, например, ощутимо подорожают и без того недешевые лекарства. По данным Высшей школы экономики цены на лекарства только за девять месяцев этого года выросли на 10%. Доля же импорта на этом рынке в денежном выражении составляет около 75%. Даже российские производители лекарственных препаратов работают на импортном сырье, затраты на которое составляют более половины всех затрат предприятия.

Забывать о наших собственных внутренних проблемах тоже не стоит. Первая из них – это слабость нашей экономики, ее далеко не совершенная структура и зависимость от сырьевых рынков. У нас мало промышленных производств, обрабатывающая промышленность и сельское хозяйство тоже «не дотягивают». И повысить, укрепить и усилить все необходимое мы за год не сможем при всем желании. Однако при активной роли государства есть шанс заложить новый фундамент на будущее для отечественной экономики.

Бизнес жалко

Бизнесу тоже придется не сладко. Спрос на различные группы товаров будет падать. Соответственно, кто-то отделается сокращением выручки, а кто-то вообще свернет свое дело за нерентабельностью. Самые прозорливые успеют переориентироваться и встроиться в новый рынок.

Изменится структура спроса. Увеличится потребление недорогих товаров. Поэтому  для тех, кто производит именно то, на что спрос повысится, ситуация может даже улучшиться.  Но переориентирование будет происходить болезненно. Самое сильное негативное влияние испытают производители товаров так называемого среднего класса. А вот изготовители «люкса», как показывает опыт, в кризис страдают меньше всего. Обеспеченные люди могут себе позволить их купить и по более высокой цене.

Инвестируй в себя

Населению Карелии, как и всей страны, тоже есть о чем позаботиться сейчас, пока время еще есть Евгений Жирнель  посоветовал петрозаводчанам  внимательно рассмотреть структуру своих расходов и выделить статьи экономии. А кроме того – начать создавать «НЗ» - некоторую персональную финансовую подушку безопасности из сэкономленного. При этом начать сберегать деньги стоит и тем, кто раньше этого не делал.

Доверять или нет свои деньги банкам – это личный риск каждого вкладчика.  Потому что, как отметил Евгений Викторович, вероятность банковского кризиса сейчас существует. Особенно вдумчиво к решению стоит отнестись владельцам крупных счетов. Хотя Госдума на днях увеличила размер страховки банковских вкладов в два раза, с 700 тысяч рублей до 1,4 млн. В качестве альтернативы экономист предложил вкладывать деньги в недвижимость и землю.

«Сбережения в нашей стране есть не у всех. Зато у многих есть кредиты, которые сейчас надо постараться погасить  досрочно», - предложил Евгений Жирнель. По данным Центробанка около 45% экономически активного населения страны имеют кредиты, примерно пятая часть из них возвращают 5 и более кредитов. В некоторых регионах закредитованность близка к 100% от экономически активного населения. Среди них, например, Челябинская, Кемеровская и Свердловская области. В Карелии объем задолженности физических лиц по кредитам на 1 ноября этого года составил 57 млрд. рублей.

Если же кредит необходим, брать его нужно тоже сегодня. Потому что завтра процентная ставка может серьезно вырасти».

Несмотря на то, что понятие «инвестиций» принято относить к бизнесу и более чем обеспеченным гражданам, рядовые жители нашей республики тоже могут сейчас выступать в качестве инвесторов. «Самые выгодные сейчас инвестиции – в семью, здоровье, детей и образование. Инвестиции в образование поднимают уровень компетенции, и соответственно – ценности на рынке труда, - объяснил эксперт. -  Когда мы понимаем, что от нас ничего не зависит, надо заниматься тем, что зависит от нас».